ИРИНЕЙ Лионский - Страница 5

Из послания исследователи делают вывод, что пасхальный вопрос не воспринимался как догматический и не давал оснований для церковного разделения. Тем не менее, в ответ на это послание епископ Виктор объявил малоазийских христиан «совершенно лишёнными общения» и «хотел было отсечь от единения епархии всей Асии с сопредельными ей Церквами как разномыслящие». Однако не все епископы одобряли это решение и советовали епископу Виктору лучше «подумать о мире, о единении с ближними и о любви». В их числе был Ириней Лионский, который написал епископу Виктору послание «от лица подчинённых ему галльских братьев». В этом послании Ириней Лионский выступает как примиритель западной и восточной традиций. Прежде всего, Ириней Лионский «сразу заявил, что таинство воскресения Господня следует праздновать только в день Господень» (т.е. в воскресный день), разделяя, таким образом, римскую практику. Затем он констатировал, что различие касается не только самого дня Пасхи и времени прекращения предпасхального поста, но также и продолжительности поста: «Спор идёт не только о дне, но и о самом образе поста. Ибо одни думают, что следует поститься один день, другие – два, иные – больше, некоторые же отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов». Однако эта разница не является догматической, но есть лишь дело обычая, а не правила веры. Более того, по мысли Иринея Лионского, разнообразие в обычаях не только не разрушает, но, напротив, утверждает единство в вере: «Вся эта пестрота соблюдающих (пост) произошла не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее, все жили в мире, и мы живём в мире друг с другом, и разногласие относительно поста утверждает единство веры». Подобным образом, согласно Иринею Лионскому, смотрели на этот вопрос предшествующие пресвитеры, хранители апостольского Предания, Римские епископы и епископ Поликарп Смирнский: «Когда блаженный Поликарп при Аникете приходил в Рим, то оба они и относительно других предметов не много спорили между собой, но тотчас согласились, а об этом вопросе (о Пасхе) и спорить не хотели, потому что ни Аникет не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он соблюдал всегда, живя с Иоанном, учеником Господа нашего, и обращаясь с другими апостолами, ни Поликарп не убедил Аникета соблюдать, ибо Аникет говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров. При всём том они, однако же, находились во взаимном общении, так что Аникет, по уважению к Поликарпу, позволил ему совершать в своей Церкви евхаристию, и оба они расстались в мире, равно как в мире со всей Церковью находились и соблюдавшие этот обычай, и не соблюдавшие». В результате епископ Виктор уступил, и разделение было предотвращено. Таким образом, по словам Евсевия, Ириней Лионский, «в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нём». По поводу пасхального спора Ириней Лионский переписывался не только с епископом Виктором, но и со многими другими предстоятелями церквей. Ко времени пасхальных споров 190–192 гг. относится выступление Иринея Лионского против еретика-гностика Флорина.

 



 
PR-CY.ru