ИРИНЕЙ Лионский - Страница 6

В молодости Флорин «блистал при дворе» и занимал высокое положение. Познакомившись в Смирне с Поликарпом, он слушал его вместе с Иринеем Лионским. Затем он вступил в римский клир и был посвящён в сан пресвитера. Впоследствии Флорин стал придерживаться ереси, близкой к учению гностика Валентина, отпал от церкви, был извержен из сана. В сохранившемся отрывке из письма к Флорину Ириней Лионский пишет, что учение Флорина «никогда не проповедовали даже еретики, находившиеся вне Церкви». По сообщению Евсевия, Ириней Лионский написал письмо Римскому епископу Виктору, в котором требовал принять меры против Флорина и распространения его вредных для церкви книг. Православная и католическая церкви прославляют Иринея Лионского как священномученика. Впервые в древнецерковной литературе Ириней Лионский упоминается как мученик в толковании Иеронима Стридонского на Книгу пророка Исаии, где Ириней Лионский назван «мужем апостольским, епископом Лугдунским и мучеником» (vir apostolicus, episcopus Lugdunensis et martyr). В подобных выражениях об Иринее Лионском говорится в греческом трактате «Вопросы и ответы к православным», авторство которого приписывается Кирскому епископу Феодориту. Однако в более раннем сочинении Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» Ириней Лионский мучеником не назван. Это позволяло ряду исследователей (Адольф фон Гарнак, Отто Барденхевер, Генри Додуэл) делать предположение об интерполяции текста «Толкования на Книгу пророка Исаии», чему, впрочем, исследователи не находят подтверждения в рукописной традиции. По мнению исследователей, сведения о мученичестве Иринея Лионского были получены Иеронимом Стридонским из Галлии после написания сочинения «О знаменитых мужах». Иринею Лионскому принадлежит не меньше девяти сочинений по разным вопросам, из которых наибольшим авторитетом и известностью пользовалось антигностическое сочинение «Против ересей». Начиная с III в. на этот труд часто ссылаются церковные писатели. Обширная и разносторонняя литературная деятельность Иринея Лионского нашла отражение в произведениях древнехристианских писателей. Уже Климент Александрийский, по словам Евсевия Кесарийского, «в книге “О Пасхе” говорит, что друзья вынуждали его записать для будущих поколений всё, что он своими ушами слышал от старых пресвитеров. Вспоминает он Мелитона, Иринея и других, чьи беседы и приводит». В отрывке из сочинения «Малый лабиринт» Ипполита Римского, который приводит Евсевий, говорится: «Кто не знает книг Иринея, Мелитона и прочих? Все провозглашают Христа Богом и Человеком». Согласно Константинопольскому патриарху Фотию, Ипполит Римский использовал сочинение «Против ересей» Иринея Лионского в своей «Синтагме». В «Философуменах» Ипполит приводит выдержки из первой книги этого трактата Иринея Лионского. Многие мысли Иринея Лионского повторяются в трактате Ипполита «О Христе и антихристе». Тертуллиан называет творения Иринея Лионского в числе источников своего сочинения «Против валентиниан»: «Пусть не говорят повсюду, что мы сами выдумали для себя предметы. Ибо они уже изображены и объявлены в превосходнейших сочинениях многими мужами, которые были не только нашими предшественниками, но и современниками, как то Иустином Философом и Мучеником, Мильтиадом, церковным софистом, Иринеем, тщательнейшим исследователем всех учений, и нашим Проклом, украшением девственной старости и красноречия».

 



 
PR-CY.ru