ИРИНЕЙ Лионский - Страница 2

Есть также крайне неточное свидетельство в «Истории Ираклия» Себеоса (армянского историка VII в.): «Ириней из Галилеи (вместо Галлии), ученик Поликарпа, – в Церкви Лаодикийской», – которое рядом исследователей (Теодор Цан, Адольф фон Гарнак) понималось как указание на то, что Ириней Лионский некоторое время жил в Лаодикии; по мнению Сергея Афанасьевича Федченкова, здесь возможно искажение названия Лугдуна. Исходя из косвенных данных, исследователи выдвигали разные точки зрения относительно даты рождения Иринея Лионского: около 97 г., 108 г., около 120 г., около 130 г., около 140 г., 147 г., 150 г. и др. Наиболее вероятная дата, по мнению исследователей, находится между 130 и 140 гг. Исследователи считают, что ранние датировки не учитывают времени происхождения литературных трудов Иринея Лионского (последние 20 лет II в.), более поздние – времени начала его епископского служения (177 г.), а также слов Иринея Лионского о том, что «Апокалипсис» «появился не задолго, но почти при нашем поколении», к концу царствования императора Домициана (ум. в 96 г.). Не существует единого мнения относительно христианского или языческого происхождения Иринея Лионского. Сочинения Иринея Лионского показывают его знакомство с греческой философией (прежде всего, Платона; также ему известны учения Фалеса, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Анаксимена, Эпикура, Пифагора, Аристотеля), поэзией (имеются цитаты из Гомера, Гесиода, Пиндара, Менандра, Стесихора, Эзопа), геометрией, арифметикой, астрономией, медициной, различными искусствами. Хорошее светское образование не мешало ему, впрочем, критически относиться к разным философским мнениям, если в них проявлялось невежество в религиозных вопросах. Иринею Лионскому не были свойственны крайности как чрезмерного увлечения языческой философией, так и сугубо отрицательного к ней отношения, присущие некоторым его современникам-христианам. Христианское образование Ириней Лионский получил под руководством Поликарпа Смирнского (ученика апостола Иоанна Богослова) и малоазийских пресвитеров (или «старцев») – свидетелей апостольской проповеди и хранителей церковного Предания. Евсевий Кесарийский называет Иринея Лионского «слушателем» Поликарпа, Иероним Стридонский именует его учеником (discipulum) Поликарпа, такое же наименование даёт ему эпилог «Мученичества Поликарпа» (в Московской рукописи – Исторический музей, IV в.). Сам Ириней Лионский неоднократно в сочинениях упоминает священномученика Поликарпа. Так, в письме к Флорину он пишет: «Я видел тебя, будучи ещё отроком, в Нижней Азии у Поликарпа... Я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своём общении с Иоанном и прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал всё от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда ещё внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моём сердце, – и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

 



 
PR-CY.ru