ИОАНН Зизиулас - Страница 10

Евхаристия представляет собой выражение благодарения Богу за весь сотворённый мир и за дар бытия в ипостасной инаковости. Она есть обретение и выражение опыта благодарного принятия существования Другого Лица, «открывшегося нам как Отец Своего Сына», и других личностей; опыта восприятия собственного существования как даруемого Другим Лицом и другими личностями. Онтологическая инаковость обретается человеком в крещении как рождении «свыше», от Духа (Ин. 3:3–6), и утверждается навечно в евхаристическом общении. Божественная евхаристия является литургическим и мистическим центром жизни церкви, потому что она – «квинтэссенция всего служения Христа». Поэтому в древней церкви все аспекты церковной и личной жизни, связанные с онтологическими отношениями и имеющие, таким образом, вечный смысл, укоренялись в евхаристии. Прежде всего, Иоанн Зизиулас относит это к покаянию, рукоположению и браку. Так, прощение в евхаристическом понимании представляет собой безусловное утверждение бытия другого человека, не опосредствуемое его природными или моральными качествами. Благодарение за существование других свидетельствует о преодолении смерти и ведёт к обретению в евхаристии опыта Воскресения. «Однако смерть, – указывает Иоанн Зизиулас, – преодолевается во Христе только через смерть». Поэтому евхаристический опыт, предполагающий предпочтение другого самому себе, носит жертвенный характер. Восприятие другого в качестве начала всего сущего определяет также понимание веры как «состояния благодарности каждому другому и прославления абсолютно Другого, являющегося началом всякой инаковости». Другой воспринимается в опыте евхаристического общения не как автономный индивид, а как конституируемая в отношениях инаковость. Уникальность утверждается не через противопоставление другим, а через отношения с ними. Евхаристическое принятие и утверждение другого предполагает принятие и утверждение всех тех отношений, которые конституируют его идентичность. В евхаристическом общении человек реализует своё священническое призвание: принимая творение во всём многообразии форм как дар и передавая его в дар Творцу и людям, человек вовлекает его в общение с Богом и тем самым участвует в освящении мира. Таким образом, богословие евхаристии задаёт основу христианского отношения к безличному творению и христианского подхода к решению экологических проблем. Евхаристический опыт преображения определяет также понимание христианского искусства как деятельности человека, в которой через творческое включение мира в личностно свободное общение выявляется предельное эсхатологическое совершенство тварного. По мнению Иоанна Зизиуласа, ориентиры для богословского видения человеческого совершенства даёт христология. В основе православного учения о человеке лежит понятие лица, или личности. Иоанн Зизиулас считает, что христианское понимание личности коренится в святоотеческой богословской мысли IV в., и что этому пониманию современная западная культура обязана такими значимыми для неё ценностями, как свобода, идентичность, достоинство и права человека. Человек как личность занимает особое место в мире, т.к. он сотворён по образу Божию. В качестве определяющего признака личности Иоанн Зизиулас называет свободу. Св. отцы, говоря о человеке как образе Божьем, часто характеризуют его как существо словесное. По Иоанну Зизиуласу, понятие словесности невозможно свести к рациональности в смысле природной способности человека к логически упорядоченному мышлению.

 



 
PR-CY.ru