ИОАНН Зизиулас - Страница 6

Отталкиваясь от этимологии слова «личность» (лат. persona), означавшего в числе прочего театральную маску или типовую театральную роль, Иоанн Зизиулас называет целью античной трагедии утверждение незыблемости нравственного закона, не оставляющего места свободе. Вместе с тем зритель косвенно знакомился не только с идеей органичного включения человека в социально-природное детерминированное целое, но и с уникальностью, с возможностью самоопределения, источником которых является личность. Триадология занимает ключевое положение в богословии Иоанна Зизиуласа. Основное внимание он уделяет святоотеческому учению IV в. о Пресвятой Троице. В тринитарных формулировках Афанасия Великого он подчёркивает отнесение имён Первого и Второго Лица Пресвятой Троицы к божественной сущности. В силу соотносительного характера имён Отец и Сын, при котором они предполагают друг друга, их приложение к божественной сущности означает включение идеи соотносительности в само содержание понятия «сущность». Такое понимание представляло собой коренной пересмотр основ дохристианской онтологии. Что касается различия между рождением Сына из сущности Отца и творением мира по Его воле, проведённого Афанасием Великим в борьбе с арианством, то оно, согласно Иоанну Зизиуласу, не только позволило утвердить божество Сына, но и означало выход за пределы монистического видения бытия, предполагавшего необходимую связь Бога и мира. При этом Афанасий Великий, по мнению Иоанна Зизиуласа, оставил нерешённой задачу богословского опровержения арианского тезиса о том, что слова Никейского Символа веры о единосущии Сына Отцу предполагают для Отца необходимость рождения Сына. В качестве одной из основных линий богословской мысли великих каппадокийцев Иоанн Зизиулас видит последовательное отстаивание личностного характера божественного бытия, утверждение его личностной конституированности. Именно каппадокийские отцы внесли определяющий вклад в разработку и прояснение понятий в учении о Пресвятой Троице. Решая задачу выражения полноты онтологического содержания каждого Божественного Лица при одновременном утверждении единства Бога и Его абсолютной трансцендентности сотворённому миру, они сблизили в триадологии понятие ипостаси, указывающее на основание бытия, и понятие лица, неразрывно связанное с идеей соотносительности: понятие лица – значит, и понятие отношения – приобрело онтологическое содержание, а понятие ипостаси – значит, и понятие бытия – стало предполагать соотносительность и общение. При этом Иоанн Зизиулас предостерегает от упрощённого взгляда на проведённое каппадокийцами различие между ипостасью и сущностью, сводящего их к аристотелевским категориям первой и второй сущности. Святоотеческая характеристика Божественных Лиц как образов существования означала, согласно Иоанну Зизиуласу, наделение понятия лица всей полнотой онтологического статуса: каппадокийцы прилагали к Богу понятие бытия как в смысле указания на то, чтó есть Бог, т.е. на сущность, или природу, так и в смысле указания на то, кáк Он есть, т.е. на образ существования, или личностность. Существенное внимание уделяет Иоанн Зизиулас учению о монархии Отца.

 



 
PR-CY.ru