ИОАНН Зизиулас - Страница 12

Личностная свобода человека реализуется в общении и предполагает открытость, выражающуюся в самоотвержении, в кенотическом отдании себя другим личностям и в принятии всей полноты их природного содержания. При этом уникальность и открытость личности неразрывно связаны с целостностью, не разрушаемой процессами, в которые вовлечена индивидуализированная природа человека. Конституируемая в отношениях и общении, каждая личность являет собою неповторимый образ цельного единства человеческой природы. Поэтому «разрушение человеческой личности означает совершение акта убийства, направленного против всего человечества, в конечном счёте – отрицание истины человеческого бытия». Понятия личностной свободы, любви и открытости определяют творческий характер личности, выражающийся в необусловленном природными мотивами стремлении к «утверждению иного». Абсолютным образцом творческой деятельности и настоящего искусства является свободное творение Богом мира из ничего. «…Как Бог творил мир исключительно по Своей свободной благости, так и личность хочет сотворить своё собственное “иное”», – поясняет Иоанн Зизиулас. При этом «только Личность может быть художником в подлинном смысле, то есть творцом, который создаёт совершенно иную идентичность как акт свободы и общения». Особое внимание Иоанн Зизиулас уделяет проблеме индивидуализма. Индивидуалистический образ жизни и культуры современного европейского общества сформировался, по мысли Иоанна Зизиуласа, вследствие двух положений западной теологии, сложившихся уже к VI в.: отождествления понятий личности и индивида, идущего от Боэция, и понимания сознания и самосознания как неотъемлемых качеств личности, характерного для Августина Блаженного. Указывая на присущий индивидуализму потенциал разъединения, Иоанн Зизиулас выделяет индивидуализированность в качестве главной черты падшего мира, имеющей следствием смертность. Настаивая на том, что «сохранение уникальности… личности не может быть обеспечено никаким качеством сущности, или природы», он указывает на богословскую несостоятельность попыток обоснования личностной идентичности в смерти бессмертием души, понимаемым как природное свойство. Вместе с тем, Иоанн Зизиулас отвергает те решения вопроса утверждения незыблемости личностной идентичности, которые предлагаются в экзистенциалистских направлениях мысли и связаны с онтологизацией смерти, с «неразрывным объединением бытия с не-бытием, существования со смертью». Согласно Иоанну Зизиуласу, задача богословского обоснования сохранения личностной уникальности в смерти может быть решена только в том случае, если в качестве конституирующего личность фактора рассматривается не природа, а личностное общение, полноту которого представляет любовь. Иоанн Зизиулас утверждает нерасторжимую связь любви и свободы: совершенная любовь предполагает свободное восприятие любимых в их личностной неповторимости и не опосредствуется их природными, социальными, моральными и другими индивидуальными качествами. Таким образом, любовь несовместима с индивидуализмом. Любовь является конститутивной для бытия человеческой личности, что выражается принципом: «Я любим, следовательно, я существую». Обретая в любви полноту личностной уникальности, человек утверждает также сверхприродную единственность и неповторимость тех, кого он любит. Укоренённая в богообщении любовь способна охватить всё творение, придавая ему тем самым личностное измерение и непреходящий спасительный смысл.



 
PR-CY.ru