ИОАНН Зизиулас - Страница 5

Однако наибольшее число ссылок в работах Иоанна Зизиуласа приходится на творения Максима Исповедника, богословский синтез которого он считает совершенным. В православном богословии XX – начала XXI в. Иоанн Зизиулас особенно выделяет и критически осмысляет работы Владимира Николаевича Лосского, протопресвитера Николая Николаевича Афанасьева, протоиерея Георгия Васильевича Флоровского, Никоса Ниссиотиса, протопресвитера Ивана Фёдоровича Мейендорфа, схиархимандрита Софрония (Сахарова), Христоса Яннараса. Западная христианская мысль первых шести веков представлена в творчестве Иоанна Зизиуласа, главным образом, сочинениями Августина Блаженного и Боэция. К этим мыслителям он нередко обращается для выявления истоков богословских искажений: именно они, по мнению Иоанна Зизиуласа, сформулировали основы субстанциалистских и индивидуалистических тенденций в понимании человека, которые получили широкое распространение в западном богословии и культуре. Заметное внимание Иоанн Зизиулас уделяет и западной теологии XX в., особенно работам Карла Барта, Карла Ранера и Ива Конгара. В философии XX в. наибольший интерес Иоанна Зизиуласа вызывают сочинения Мартина Хайдеггера, Жана-Поля Сартра, Мартина (Мардохая) Бубера и Эммануэля Левинаса. Приводя их идеи, важные для богословского понимания личности и бытия, Иоанн Зизиулас показывает также принципиальную несовместимость ряда их основополагающих установок с православным видением. Так, он выделяет три ключевые проблемы, препятствующие привлечению понятийного аппарата М. Хайдеггера к святоотеческой богословской мысли. Во-первых, это неприемлемая для православного понимания божественного бытия неразрывная связь между бытием и временем. Во-вторых, это придание онтологического статуса смерти, которая рассматривается св. отцами как последний враг бытия (ср.: 1 Кор. 15:26). В-третьих, это определение понятия истины через понятие забвения, немыслимое по отношению к божественному бытию. Ключевое значение указанных проблем Иоанн Зизиулас иллюстрирует, ссылаясь на попытки некоторых западных теологов использовать терминологическую систему М. Хайдеггера. В богословской мысли К. Барта такая попытка привела к соотнесению божественного бытия с категорией времени. Что касается К. Ранера, то в его мысли образ Божественной икономии, Божественного откровения человеку стал онтологической категорией, лежащей в основе учения о бытии Самого Бога. При раскрытии святоотеческого учения о ПресвятойТроице и сотворении мира отправной точкой для Иоанна Зизиуласа часто служат представления и терминология, сложившиеся к IV в. на основании греческой философии. В качестве аксиоматической характеристики всего многообразия античных философских систем он выделяет монизм – убеждённость в природном единстве всего бытия, охватывающем эмпирически наблюдаемый мир, мышление и высшие божественные сферы вплоть до единого сверхсущего Абсолюта. Рассматривая мировоззренческие следствия философского монизма, Иоанн Зизиулас останавливается на представлении о детерминированности мира, богов и человека, что придало древнегреческой культуре ярко выраженный безличный характер.

 



 
PR-CY.ru