ИОАННИТЫ - Страница 17

В 1910–1911 гг. печать сообщала о беспрецедентном событии – «захвате» иоаннитами Благовещенского женского монастыря в селе Воронцове Холмского уезда Псковской губернии. Обитель была основана в 1898 г. Иоанном Кронштадтским как женская монашеская община, а в 1903 г. преобразована в монастырь. При малолюдной бедной обители был лишь один храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. В.Ф. Пустошкину и Скарину удалось добиться строительства второго храма, который предполагалось освятить во имя Всех святых. Храм, заложенный в присутствии Псковского архиепископа Арсения (Стадницкого), строился на средства иоаннитов и их силами. Тем временем в монастырь с согласия архиерея были приняты в послушницы несколько иоанниток. Иоанниты основали около монастыря небольшой посёлок, в котором устроили молитвенное помещение и начали проводить молитвенные собрания с участием послушниц и даже некоторых насельниц монастыря с чтением акафистов Иоанну Кронштадтскому и Порфирии Киселёвой. После окончания строительства оказалось, что иоанниты имели в виду построить храм – памятник о. Иоанну и своей «святой» – сектантской «богородице» Порфирии Киселёвой. В связи с возрастающим потоком донесений о распространении еретических воззрений Святейший Синод в 1911 г. вновь вернулся к рассмотрению вопроса об иоаннитах. Приняв во внимание отсутствие единомыслия среди духовенства, в том числе среди миссионеров, Особому совещанию по миссионерским делам при Синоде было поручено ещё раз рассмотреть решения Киевского миссионерского съезда об иоаннитах с учётом новых данных. При этом Саратовским и Царицынским епископом Гермогеном (Долганёвым) был представлен доклад о несоответствии названия «ветвь хлыстовства» по отношению к «иоаннитам», связанным с досточтимой личностью пастыря-праведника. Иоаннитов предлагалось называть киселёвцами, по фамилии родоначальницы секты Порфирии Киселёвой. 21 ноября 1911 г. Особое совещание по миссионерским делам при Святейшем Синоде под председательством Волынского архиепископа Антония (Храповицкого; впоследствии митрополит) подтвердило постановление Киевского Всероссийского миссионерского съезда об иоаннитстве как о секте, родственной хлыстовству, и представило Святейшему Синоду мотивированный доклад об антихристианской деятельности иоаннитов. Совещание постановило просить Синод о принятии против сектантов более жёстких мер и определённых действий со стороны гражданских властей: публичного осуждения секты, отлучения от церкви её главных руководителей, изъятия из употребления иоаннитских изданий. 13 апреля 1912 г. на заседании под председательством Московского и Коломенского митрополита Владимира (Богоявленского) в присутствии обер-прокурора Владимира Карловича Саблера и при участии в качестве экспертов епархиальных миссионеров Московской епархии Ивана Георгиевича Айвазова и Новгородской епархии архимандрита Варсонофия (Лебедева) Святейший Синод рассмотрел доклад Особого совещания по миссионерским делам и после продолжительного обмена мнениями единогласно постановил: «Признать иоаннитов сектой хлыстовской киселёвского толка; основателей её – Порфирию Киселёву (Матрёну), Михаила Петрова, старца Назария и Василия Пустошкина – пропагандистами, а издателя газеты «Гроза» Жеденова и других прикосновенных лиц – распространителями; обратиться к пастве с особым посланием, предупреждающим православных христиан против зловредного влияния этой секты; предписать петербургскому епархиальному начальству привлечь к ответственности основателей и пропагандистов секты иоаннитов по обвинению в ереси; подвергнуть публично-церковному осуждению все иоаннитские издания; выработать план систематической борьбы с иоаннитами».

 



 
PR-CY.ru