ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 10

У ранних авторов (Максима Тавринского, св. Петра Хрисолога) подчёркивается символизм образа Иосифа Обручника-ремесленника как Бога Творца или Святого Духа, освящающего божественное творение. В ранних Мартирологах и других литургических книгах указания на празднование памяти Иосифа Обручника отсутствуют. Впервые память Иосифа Обручника (как «Ioseph sponsus Mariae») под 20 марта указана в календаре рукописного сборника (VIII–IX вв.) из монастыря Райнау; календарь, как полагают исследователи, был создан в монастыре Нивель (современная Бельгия) или в Куре (современная Швейцария). Второе датированное указание на празднование памяти Иосифа Обручника под 19 марта содержится в календаре из Райхенау (середина IX в.) с добавлением «в Вифлееме». На протяжении IX–X вв. память Иосифа Обручника под 19 или под 20 марта вносится во многие франкские календари. Происхождение празднования связано с неверным пониманием записи в Иеронимовом Мартирологе под 20 марта (также ошибочно под 15 февраля, 19, 21 и 24 марта), где указана память мученика Иосифа Антиохийского. Например, в календаре из Сакраментария аббатства Сен-Реми в Реймсе (IX в.) сохранились фрагменты прежней формы записи: «В Антиохии св. Иосифа, обручника св. Марии». Болландист П. Грожан указал на возможное ирландское происхождение празднования памяти Иосифа Обручника: память Иосифа Обручника под 19 марта встречается в самых ранних ирландских календарях (первая половина IX в.) – в Мартирологе из Тамлахты («Иосифа, обручника Марии» («Ioseph sponsi Mariae») и в стихотворном Мартирологе Оэнгуса («Иосиф... прекрасный воспитатель Иисуса» («Ioseph... aite álaind Íssu»). В Райнау существовало предание о том, что рукописный сборник, в котором упоминается память Иосифа Обручника, принёс в монастырь св. Финтан, паломник из Ирландии (IX в.). Однако рукопись была, несомненно, создана на континенте. Почитание Иосифа Обручника на Западе распространялось медленно. Около 1030 г. Иосифа Обручника начали поминать в Англии (в Уинчестере). В 1129 г. в Болонье (Италия) во имя Иосифа Обручника была освящена церковь бенедиктинского монастыря. Имя святого внесли в литании рукописных миссалов (missalia plenaria) XII в. Самый ранний известный оффиций Иосифу Обручнику сохранился в рукописи XIII в. из бенедиктинского монастыря св. Лаврентия в Льеже, самая ранняя вотивная месса святому – в миссале конца XIII в. из монастыря св. Флориана близ Линца (современная Австрия). Память Иосифа Обручника значится в позднесредневековых добавлениях к Мартирологу Узуарда. Западные богословы этого времени достаточно редко обращались к образу Иосифа Обручника. Бернард Клервоский в гомилиях на «Missus est» подчёркивал таинственное значение неконсумированного брака между Иосифом Обручником и Пресвятой Девой Марией. Природа их брака привлекала внимание богословов-схоластов и канонистов, которые расходились во мнении о том, что делает брак действительным – брачное соглашение (pactio conjugalis) или плотское соитие (copula carnalis). Последнюю точку зрения отстаивал канонист Грациан, которому возражали вслед за Петром Ломбардским Альберт Великий и Фома Аквинский. С XIII в. на распространение почитания Иосифа Обручника оказывали влияние нищенствующие Ордены. На генеральном капитуле сервитов в Болонье (1324 г.) празднование памяти Иосифа Обручника (festum) было объявлено обязательным для всех монастырей Ордена.

 



 
PR-CY.ru