ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 6

В уста Христа вложены обоснование неизбежности смерти Иосифа Обручника и вместе с тем обещание воздаяния почитающим его память, в том числе автору «Книги Иосифа плотника» и тому, кто наречёт своего сына именем Иосифа Обручника (в этой речи исследователи видят утверждение культа святого как покровителя конкретного человека). Апокриф заканчивается вопросом апостолов, почему Иосиф Обручник не был избавлен от смерти, подобно Илии и Еноху, и ответом Спасителя об особой миссии последних вместе со Скилой и с Тавифой во времена антихриста. В «Книге Иосифа плотника» есть параллели как с евангельским повествованием об Иосифе Обручнике, так и с текстами других апокрифов («Протоевангелие Иакова», «Евангелие Фомы»). Г. Кламет и С. Морренц предположили, что на формирование памятника оказал влияние также миф о древнеегипетском боге Осирисе, однако эта гипотеза была опровергнута П. Дево и Х. Энгбердингом. Иосиф Обручник упоминается в ряде гностических апокрифов из Наг-Хаммади. Согласно апокрифической «Книге Иосифа плотника», Иосиф Обручник был погребён в Назарете в гробнице рядом с его отцом Иаковом. Гробница Иосифа Обручника в Назарете упоминается и в сочинениях средневековых паломников. Согласно рассказу игумена Даниила (начало XII в.), «там его Сам Христос погрёб Своими руками пречистыми. Исходит от гроба того, от стены, как бы миро, вода святая белая, и её берут для исцеления недужных». Тем не менее, в паломнической литературе получила широкое распространение другая версия погребения Иосифа Обручника: галльский епископ Аркульф (около 670 или 685 г.), монте-кассинский монах Пётр Диакон (первая половина XII в.) со ссылкой на Беду Достопочтенного и английский паломник Зевульф (1102–1103 гг.) называли местом захоронения Иосифа Обручника и праведного Симеона Богоприимца Иосафатову долину. В более поздний период возобладало представление, согласно которому Иосиф Обручник был похоронен в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, которая является родовой усыпальницей Богоматери. Считалось, что гробница Иосифа Обручника находится в посвящённом ему приделе в нише на лестнице, ведущей в подземный храм. Исследователи полагают, что это мнение возникло из-за существования престола, посвящённого Иосифу Обручнику, и неких гробниц в том же приделе. На позднее происхождение этого предания указывает тот факт, что ещё иеродиакон Троице-Сергиевой лавры Иона, посетивший Святую землю в 1649–1651 гг., не смог найти сведений о том, кто погребён в приделе Иосифа Обручника (в настоящее время установлено, что это захоронения знатных дам эпохи королевства крестоносцев). В «Книге Иосифа плотника» говорится, что мощи Иосифа Обручника остались нетленными. В настоящее время известно о мощах Иосифа Обручника в Иерусалиме (в Гефсиманской базилике) и на Афоне. На Святой Горе частицы мощей Иосифа Обручника хранятся в храмах великомученика Пантелеимона, Покрова Пресвятой Богородицы и князя Александра Невского Русского монастыря великомученика Пантелеимона. Кроме того, в монастыре был сооружён парекклисион во имя праведных Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. Исследователям известно, что хранившийся в этом монастыре ковчег с мощами различных святых, в том числе Иосифа Обручника, был в 1863 г. привезён в Россию иеромонахом Арсением (Мининым).

 



 
PR-CY.ru