ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 4

Мнение Иеронима о том, что Иосиф Обручник был девственником, не разделяли ни восточные, ни западные отцы церкви в ранний период, кроме Августина Блаженного. Именно благодаря авторитету Августина представление о девственности Иосифа Обручника получило широкое распространение на Западе в Средние века, начиная с X в. Одним из первых сведения о родственных связях Иосифа Обручника приводит христианский писатель Егесипп (вторая половина II в.). Во фрагментах его «Записей о церковных делах», сохранившихся у Евсевия Кесарийского, сказано, что братом Иосифа Обручника был Клеопа (отец Симеона, второго епископа Иерусалима). Епифаний Кипрский дополняет это предание сведением, что отцом Иосифа Обручника и Клеопы был Иаков, прозванный Панфиром. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) сообщает, что «братья и сёстры Христовы были дети Иосифа, которые родились от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от неё шестерых детей, четырёх сыновей и двух дочерей, Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию». Иоанн Дамаскин (вторая половина VII в. – до 754 г.), возможно, на основании местных палестинских преданий, полагал, что Иоаким, отец Девы Марии, был сыном Варпанфиира из рода Давидова и приходился свойственником Иакову, отцу Иосифа Обручника. В XIV в. Никифор Каллист со ссылкой на Ипполита Римского пишет в «Церковной истории» о том, что первая жена Иосифа Обручника по имени Саломия приходилась племянницей праведному Захарии, отцу Иоанна Крестителя. Особое внимание в трудах христианских писателей уделялось нравственному значению образа Иосифа Обручника. В его желании тайно отпустить Деву Марию (Мф. 1:19) ряд толкователей видели указание на то, что Иосиф Обручник был человеком кротким и смиренным, не пожелавшим «причинять Деве даже и малейшего огорчения». Он мог предать Её суду, но не обвинял и не порицал Её, а поступил выше закона. Евсевий Кесарийский, напротив, считал, что праведность Иосифа Обручника состояла в трепете перед открывшейся ему тайной чудесного рождения Спасителя, и он хотел расстаться с Марией исключительно из чувства своего недостоинства пребывать вблизи совершаемых Богом великих дел. В «Гомилиях на Евангелие от Луки» (сохранились в переводе Иеронима Стридонского) Ориген называет Иосифа Обручника «смотрителем (управителем) рождества Господня» («dispensatorum ortus Dominici»). Ориген определяет место Иосифа Обручника в Божественном замысле домостроительства спасения. Cмирение, которое он выказывал в отношении Того, Кто был вверен его защите и попечению, является, по Оригену, примером отношений родителей и детей. Важное место отведено Иосифу Обручнику в апокрифических «Евангелиях детства». В «Протоевангелии Иакова» (конец II в.) отцовство Иосиф Обручник впервые объясняется в согласии с учением о приснодевстве Пресвятой Богородицы: Иосиф Обручник был вдовцом и имел сыновей от первого брака. Когда Деве Марии исполнилось 12 лет, и Её было решено выдать замуж (чтобы охранить данный Ею обет девства), Её мужем из числа вдовцов был избран плотник Иосиф Обручник. Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову.

 



 
PR-CY.ru