ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 7

Во время его поездки по России в 1866 г. реликвия привлекла огромное количество богомольцев, засвидетельствовавших происходившие от мощей чудеса, которые были собраны и описаны в ряде опубликованных в то время книг. Тогда же частица мощей Иосифа Обручника была дарована кафедральному собору Могилёва по просьбе Могилёвского православного братства, что было связано с особым почитанием Иосифа Обручника в западных губерниях Российской империи. Реликвия была доставлена в Могилёв из Санкт-Петербурга ко дню освящения кафедрального собора (16 августа 1866 г.) и была торжественно встречена тысячами богомольцев. На всём пути совершались поклонения мощам, все сопутствующие события тщательно документировались. Так, Могилёвское православное братство получило сведения более чем о сорока случаях исцелений. Эта святыня погибла вместе с могилёвским собором в 1938 г. По другой версии, она (или её часть) была вмонтирована в икону «Рождество Христово» церкви Бориса и Глеба в Могилёве (в настоящее время эта икона хранится в Трёхсвятительском соборе). Ковчег с мощами, привезённый в Россию иеромонахом Арсением, некоторое время находился в Санкт-Петербурге, а затем в Москве в специально построенной в 1873 г. для хранения этой святыни Афонской часовне на Никольской улице, где он располагался «под Распятием, на аналое». В 1880 г. из-за большого числа паломников на этом месте была построена новая часовня, освящённая в 1883 г. во имя великомученика Пантелеимона. Часовня была закрыта в 1932 г. и два года спустя разрушена. Древнейшим свидетельством литургического почитания Иосифа Обручника является коптская «Книга Иосифа плотника», которая, судя по её началу, была написана для чтения на литургии во дни празднования памяти Иосифа Обручника в египетских монастырях. Согласно этому апокрифу, кончина Иосифа Обручника произошла в 26-й день месяца эпепа/абиба (20 июля). В этот день память Иосифа Обручника отмечается в Коптской церкви и в настоящее время зафиксирована в эфиопском календаре (26 хамле). Коптская община Иерусалима также отмечает память явления Пресвятой Богородицы, Богомладенца, Иосифа Обручника и ангелов в 1954 г. в колледже св. Антония близ храма Гроба Господня. Другие восточнохристианские традиции так или иначе связывают память Иосифа Обручника с праздником Рождества Христова (25 декабря). В Византии общая память Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня, отмечалась в Неделю по Рождестве Христовом, поскольку она рассматривалась как продолжение празднования Рождества. В какой-то мере о зарождении этой традиции свидетельствует содержание 51-й гомилии Августина Блаженного, произнесённой вскоре после Рождества Христова. Также высказывалось мнение, что литургическое почитание Иосифа Обручника зародилось в лавре Саввы Освященного. Память Иосифа Обручника связана и с другим переходящим праздником – воскресеньем, предшествующим Рождеству Христову, когда церковь прославляет ветхозаветных праведников, от которых по плоти родился Господь Иисус Христос. Иосиф Обручник в этом контексте – «представитель всего человеческого рода в отношении к Богомладенцу; в нём лично воплощается Его родословная, и притом как до, так и после Его рождества».

 



 
PR-CY.ru