ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 11

В 1399 г. аналогичное постановление принял генеральный капитул Ордена францисканцев (локально память Иосифа Обручника праздновалась в Ордене с XIII в.). Важную роль в распространении почитания святого сыграли францисканцы-спиритуалы, теологи и проповедники Пётр Оливи (ум. в 1298 г.) и Убертино да Казале (ум. около 1330 г.), а впоследствии глава обсервантов Бернардин Сиенский (ум. в 1444 г.). В комментарии на Евангелие от Матфея Пётр Оливи придал образу Иосифа Обручника сотериологическое значение, представив святого как олицетворение Вселенской церкви. На теологов и мистиков более позднего времени повлияли идеи, выраженные в сочинении Убертино да Казале «Древо распятой жизни» («Arbor vitae crucifixae», 1305 г.). Образ Иосифа Обручника всё чаще фигурировал в духовной литературе, распространявшейся членами монашеских Орденов: в «Размышлениях о жизни Христа», приписываемых францисканцу Иоанну из Сан-Джиминьяно (первая четверть XIV в.); в сочинении «Жизнь Иисуса Христа» Лудольфа Картузианца (ум. в 1377/1378 гг.), упоминался в трудах мистиков (например, католической святой Биргитты Шведской). Особо Иосиф Обручник почитался кармелитами. Почитание Иосифа Обручника как приёмного отца Христа и опекуна церкви возросло в XV в. в связи со схизмой в католической церкви и с экклезиологическими трудами католических теологов. Целестинец Пьер Поке (ум. в 1408 г.) составил молитвы и стихотворную похвалу святому. Кардиналу Пьеру д'Айи принадлежит авторство первого посвящённого Иосифу Обручнику богословского трактата – «О двенадцати привилегиях св. Иосифа» («De duodecim honoribus sancti Joseph»). Особую роль в становлении почитания Иосифа Обручника на Западе сыграл Жан Жерсон, который неоднократно обращался к образу святого в проповедях, в том числе произнесенных на заседаниях Констанцского собора (1414–1418 гг.). В латинской эпической поэме «Иосифиана, героическим стихом воспетая» («Josephina sermone heroico decantata») Жан Жерсон поместил образ Иосифа Обручника в центр христианской сотериологической доктрины, провозгласив его защитником церкви, раздираемой схизматиками, и образцом истинного христианина. Авторству Жана Жерсона принадлежит также трактат «Размышления о св. Иосифе» («Considérations sur S. Joseph»), в котором теолог доказывал необходимость особого почитания Иосифа Обручника. В ряде посланий, а также в проповеди участникам Констанцского собора он требовал установить праздник обручения Богоматери и Иосифа Обручника, упоминая о том, что в отдельных местах монашеские Ордены самостоятельно вводили поминание Иосифа Обручника в определённые дни. Так, в Англии память Иосифа Обручника праздновалась 9 февраля, в Милане в общине августинских каноников – 19 марта. На распространение почитания Иосифа Обручника оказал влияние папа Сикст IV (1471–1484 гг.), который одобрил включение памяти святого в миссалы (1472 г.) и бревиарии (1474 г.), а в 1480 г. возвёл празднование памяти Иосифа Обручника в категорию «duplex». С этого времени память Иосифа Обручника отмечалась также в храмах Рима. С конца XV в. исследователям известно о праздновании обручения Иосифа Обручника и Марии, которое зафиксировано в локальных редакциях миссала, однако не получило широкого распространения (упразднено в 1961 г.).

 



 
PR-CY.ru