ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 17

В палеологовскую эпоху протоевангельский цикл дополняется сценой «Перепись населения», где также изображён Иосиф Обручник (мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321 гг.). Редким примером включения Иосифа Обручника в композицию «Введение Богородицы во храм» является новгородская икона XIV в. (Русский музей), на которой Иосиф Обручник изображён стоящим за праведным Захарией. По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь, на эту иконографию могла повлиять сцена «Обручение Марии», поскольку обе композиции имеют сходную схему (ср. с «Обручением Марии» на эпистилии из монастыря Ватопед). Одиночное изображение Иосифа Обручника представлено на иконе «Богоматерь Киккская, с пророками и избранными святыми» (первая половина XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Образ Иосифа Обручника помещён в центре нижнего ряда святых, непосредственно под образом Богоматери на троне. Он представлен фронтально, в левой руке держит развёрнутый свиток, правая рука молитвенно поднята к груди. Слева от него изображены в молении праведные Иоаким и Анна, справа – прародители Адам и Ева. Надпись под троном Богородицы комментирует эту необычную композицию: «Иоаким и Анна зачали, Адам и Ева были спасены». Иосиф Обручник в синем хитоне с золотым клавом и в охристом гиматии, волосы и борода седые. В Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) Иосиф Обручник упоминается последним в ряду 12 сыновей Иакова и их потомков: «Праведный Иосиф, сын Иакова, обручник Богородицы, с круглою бородою, старец». В лицевом иконописном подлиннике XVIII в., изданном Сергеем Тихоровичем Большаковым, память Иосифа Обручника указана под 26 декабря, в день Собора Пресвятой Богородицы, вместе с памятью царя Давида и Иакова, брата Господня. Однако описание его облика приводится не в этой статье, а в тексте, посвящённом «Рождеству Христову»: «Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан».



 
PR-CY.ru