ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 2

Исследователи высказывали различные мнения относительно значения этого именования (оно может отражать раннюю традицию почитания Матери Иисуса). В рассказе о стоянии Божьей Матери у креста (Ин. 19:26–28) в повествовании о Страстях Господних, очевидно, также подразумевается, что к концу Его служения Пресвятая Богородица была уже вдовой, поскольку Иосиф Обручник не упоминается при описании этих событий. Из Евангелий известно также, что Иосиф Обручник был плотником (Мф. 13:55) и что он обучил этому ремеслу Иисуса Христа (Мк. 6:3). Евангельские рассказы о детстве Спасителя содержат два различных по содержанию и функциям образа Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея он именуется праведным (Мф. 1:19), т.е. благочестивым иудеем, исполняющим закон и праведным в очах Божьих. Но также в этом Евангелии прослеживается связь между праведностью Иосифа Обручника и его намерением не придавать огласке положение Марии и «тайно отпустить Её» (Мф. 1:19), не прибегая к строгим постановлениям закона. Характерно, что в Евангелии от Матфея в отличие от Евангелия от Луки благовестие о рождении Спасителя обращено к Иосифу Обручнику (Мф. 1:20), а не к Марии (Лк. 1:31). Как это благовестие, так и другое откровение Иосиф Обручник получает во сне, что сближает его образ с образами ветхозаветных патриархов (ср., например, рассказ о снах Иосифа Праведного или Иакова). Откровения во снах и дальнейшие действия Иосифа Обручника (Мф. 1:20–24; 2:13, 19–23) составляют ядро рассказа о детстве Спасителя в Евангелии от Матфея. Очевидно, евангелист Матфей хотел подчеркнуть, что Иосиф Обручник проявил милосердие к Марии, несмотря на требования закона, и особую покорность воле Бога, которую он исполнял, даже если до конца не понимал её значение. В Евангелии от Луки Иосифу Обручнику уделено гораздо меньше внимания, поскольку основной акцент сделан на откровениях Деве Марии и на живом отклике женщин (праведной Елисаветы и праведной Анны) на пророчества о рождении и приходе Спасителя. Даже именование Иосифа Обручника отцом Иисуса вложено в уста Пресвятой Марии (Лк. 2:48). Но тем не менее, Иосиф Обручник участвует во всех основных евангельских сценах детства Спасителя (Лк. 2:22, 27). Вместе с Девой Марией он заботится о воспитании Отрока Иисуса, Который «был в повиновении у них» (Лк. 2651). Евангелист Лука рисует образ отца, который живёт праведно по естественным и божественным законам и исполняет свои обязанности по отношению к Сыну Божию. Иосиф Обручник – послушный Богу человек, которого слушается Сам Иисус. Слова о том, что Господь Иисус Христос «был, как думали, Сын Иосифов» (Лк. 3:23; ср.: 4:22), могут означать, согласно одному из возможных толкований, что евангелист Лука говорит об одном из мнений, которое он не разделял (тем самым указывается на непорочное зачатие Иисуса). В целом анализ Мф. 1–2 и Лк. 1–2 показывает, что рассказ о рождении и детстве составлен у Матфея относительно Иосифа, а у Луки – Девы Марии. То, что Иосиф Обручник происходит из рода Давида, отмечено в двух отличающихся евангельских родословных; в одной его отцом назван Иаков (Мф. 1:15–16), в другой – Илий (Лк. 3:23). Одна из самых древних попыток согласовать это противоречие принадлежит христианскому хронисту Юлию Африкану (около 160 – 240 гг.).

 



 
PR-CY.ru