ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 9

С 1866 по 1921 гг. в городе Воложин (ныне на территории Белоруссии) действовал православный храм, один из приделов которого был посвящён Иосифу Обручнику. Здание храма ранее принадлежало местной римско-католической общине, также освятившей его во имя этого святого. Со временем многие члены общины перешли в православие, в связи с чем храм был передан властями в ведение православной церкви, но в 1921 г. церковь была возвращена её прежним владельцам. В деревне Ижа (Вилейского района Минской области, Белоруссия) также существовал храм Иосифа Обручника, построенный в XIX в. и разрушенный в 1929 г. Почитание Иосифа Обручника в западных губерниях Российской империи иллюстрируют переписи населения этих районов, в которых Иосиф является одним из наиболее популярных имён. В 1792–1794 гг. в селе Берёзовка Херсонской губернии на средства местного помещика И.Г. Бржесского была возведена церковь Иосифа Обручника. Во время Великой Отечественной войны рядом с церковью находился опорный пункт немецкой армии, из-за чего она получила значительные повреждения при штурме города. В 1960 гг. храм был переоборудован под складские помещения и в таком виде существовал до 1985 г., когда началось его постепенное восстановление. Кроме того, на Украине церковь св. Иосифа с XIX в. существует в селе Мечебилове Барвенковского района Харьковской области. В Днепропетровской области, в селе Марьевка Магдалиновского района, несколько лет назад был возрождён соимённый женский монастырь, а в Крыму, в селе Крестьяновка, – церковь. В 1899 г. в Москве, на Верхней Красносельской улице, при доме призрения имени Иосифа Николаевича Геер его вдовой был возведён храм, освящённый во имя небесного покровителя её покойного мужа св. Иосифа Обручника. В настоящее время эта богадельня возрождена. О почитании Иосифа Обручника в поздней Античности и в раннее Средневековье исследователям известно мало. Богословское и экзегетическое осмысление его образа нашло отражение в трудах западных отцов церкви IV–V вв. Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Августина Блаженного и Петра Хрисолога. Каролингский богослов Рабан Мавр (ум. в 856 г.) придавал образу Иосифа Обручника важное сотериологическое значение: «Мир пал четверицей: женщиной, мужчиной, древом, змием; четверицей он был восстановлен: Марией, Христом, крестом, Иосифом». Сопоставление пар Адама и Евы и Иосифа Обручника и Девы Марии в сотериологическом смысле получило отражение в гомилиях Ремигия Осерского (ум. около 908 г.). Некоторые латинские авторы (Гайом Осерский, а позднее и Бернард Клервоский) вслед за Петром Хрисологом проводили параллель между Иосифом Обручником и патриархом Иосифом, рассматривая последнего как ветхозаветный прообраз Христа и подчёркивая значимость брака между Иосифом Обручником и Марией, олицетворявшей церковь. Подобные идеи высказывал и Исидор Гиспальский (Севильский), видевший в Иосифе Обручнике, супруге Девы Марии, олицетворение Христа как хранителя церкви. В этом же ключе рассматривал образ Иосифа Обручника Беда Достопочтенный (ум. в 735 г.), сравнивший Иосифа Обручника как хранителя церкви с Римским папой (позднее подобную параллель использовал Бернард Клервоский).

 



 
PR-CY.ru