ИОАКИМ и АННА - Страница 20

На створках триптиха с центральным изображением Богоматери Виматариссы (начало XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлено 12 сцен, из которых восемь включают образы Иоакима и Анны: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма», «Моление Иоакима в пустыне», «Моление Анны в саду. Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Ласкание Марии», «Введение во храм». На двухсторонней болгарской иконе из села Болгарово Бургаско «Богородица Одигитрия, с клеймами жития. Распятие» (вторая половина XVI в., Центральный исторический архив Москвы) на боковых полях изображены сцены детства Марии, соответственно в семи клеймах из восьми (кроме сцены «Питание Марии. Молитва Захарии») показано житие Иоакима и Анны. Иконы Божьей Матери со сценами жития в клеймах получили особое распространение в русском искусстве XV–XVI вв., их примеры многочисленны: «Богоматерь Одигитрия, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» (середина XVI в., Третьяковская галерея); «Богоматерь Тихвинская, в раме с житием» (1550–1560 гг., Третьяковская галерея ГТГ); «Успение Пресвятой Богородицы, с житием» (конец XVI в., Третьяковская галерея) и многие др. Памятником средневекового лицевого шитья является запрестольная пелена «Евхаристия, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» (так называемый Суздальский воздух; 1410–1416 гг., Исторический музей) московской работы, шитая «Константиновою Огрофенаю». На каймах пелены помимо образов евангелистов по сторонам размещены 18 сюжетных подписных клейм, в которых подробно изложены сюжеты от событий, связанных с Рождеством Пресвятой Богородицы, до Благовещения Пресвятой Богородицы (единственная сцена, где нет Иоакима и Анны). Сцена «Принесение даров». Иоаким и Анна приближаются к Иерусалимскому храму, в ограде – священник. В покровенных руках родителей Богородицы жертвенные дары, как правило два ягнёнка (редко горлицы), которых они протягивают священнику. Так эта сцена показана в жертвеннике церкви великомученика Георгия в Старой Ладоге (около 1167 г.); мафорий Анны украшен розетками на челе и плечах, возрастная характеристика подчёркнута особенно резкими тенями в лике Анны, Иоаким изображён с тёмной бородой. Сцена «Отвержение даров». Иоаким и Анна отходят от храма, в проёме которого видна спина удаляющегося священника (например, роспись южного склона свода вимы церкви Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде). Сцена «Упрёки Иоакиму». Эта сцена, очевидно, основывается на словах «Протоевангелия Иакова» «…и не пошёл он (Иоаким) к жене своей». Сюжет встречается, главным образом, в памятниках с пространным изложением Жития Иоакима и Анны, например, на иконе «Рождество Богородицы, с клеймами земной жизни» из местного ряда Богородице-Рождественского собора в Устюжне (начало XVI в.; третье клеймо): Иоаким и Анна изображены на фоне гористого, с редкими деревьями пейзажа, вполоборота, словно отходящими друг от друга. Поворот головы и жестикуляция обоих указывают на беседу между ними.

 



 
PR-CY.ru