ИОАКИМ и АННА - Страница 19

В русских памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле (1642–1643 гг., по первоначальной росписи 1515 г.), Успения Пресвятой Богородицы Свияжского монастыря (1560 гг.), Смоленской иконы Божьей Матери Новодевичьего монастыря (1589 г.), Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1641 г.), церкви Рождества Пресвятой Богородицы Саввина Сторожевского монастыря (середина XVII в.), церкви Спаса на Сенях в Ростове (1670 гг.) и др. В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью Иоакима и Анны. Самым ранним примером является Минологий императора Василия II (976–1025 гг.), в миниатюрах которого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (XI в.). В Минологии (Исторический музей, 1063 г.) изображено «Рождество Пресвятой Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту шести Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных двумя ранними рукописями гомилий константинопольского происхождения (обе первой пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресвятой Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Её комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – «Приготовление к введению во храм Пресвятой Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на третью ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию». В иконописи сцены Богородичного цикла входят в состав клейм икон Божьей Матери или Богородичных праздников.

 



 
PR-CY.ru