ИОАКИМ и АННА - Страница 14

Их руки молебно вытянуты, взгляды обращены вверх в молении Пресвятой Богородице с Младенцем Христом в среднике. Образы родителей Богородицы соотнесены с парными им фигурами прародителей Адама и Евы, представленными в тех же позах. Второй четвертью – серединой XII в. датируется двухсторонняя икона «Богоматерь Знамение» из Знаменского собора в Великом Новгороде (Новгородский музей, Софийский собор), на оборотной стороне которой, как убедительно доказала Энгелина Сергеевна Смирнова, представлено парное изображение Иоакима и Анны. Святая чета показана в развороте на три четверти к центру в молитвенном предстоянии Спасителю, представленному в небесном сегменте, Который благословляет их обеими руками. Иконографическим элементом, подтверждающим атрибуцию образов, является золотой ромбик c крестиком на мафории Анны (на правом плече). Ещё одна икона такой же иконографии происходит из собрания Степана Павловича Рябушинского и датируется последней четвертью XVI в. (Третьяковская галерея). Поясные изображения Иоакима и Анны в молении перед медальоном с образом Богородицы «Неопалимая Купина» сохранились на правой створке диптиха «Святой Прокопий, Богородица Киккотисса, со святыми на полях» (около 1280 г., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В русской иконописи на уникальной северной иконе из города Шенкурска Архангельской области Иоаким и Анна изображены предстоящими Спасителю на престоле (вторая половина XVI в., Третьяковская галерея): святые представлены в рост в лёгком повороте к центру, Иоаким справа от престола Спасителя, Анна слева, руки в жесте моления перед грудью. На иконах «Святая София Премудрость Божия» Иоаким и Анн предстоят Святой Софии. Так, на сольвычегодской иконе из собрания Георгия Карловича Рахманова (первая четверть XVII в., Третьяковская галерея) их фигуры показаны слева от трона Святой Софии, сразу за Богородицей. О раннем примере размещения изображений Иоакима и Анны на церковных облачениях свидетельствует «Liber Pontificalis», где упоминается, что папа Лев III (795–816 гг.) передал в римскую церковь Санта-Мария Маджоре одеяние с шитыми образами Иоакима и Анны и со сценой «Благовещение». В отличие от практически неизвестных отдельных образов Иоакима сохранилось достаточно много самостоятельных изображений Анны. Одно из ранних дошло от первой половины VIII в., этим временем датируется фрагмент фрески из кафедрального собора в Фарасе, Северная Нубия (Национальный музей, Варшава), с изображением покрытой мафорием головы юной Анны, её глаза преувеличенно большие, с тёмной обводкой. Интересной иконографической деталью исследователи считают жест правой руки – палец прикасается к устам, что придаёт и без того юному образу Анны детскую трогательность. Этот жест они трактуют как намёк на будущее непорочное зачатие Девы Марии.

 



 
PR-CY.ru