ИОАКИМ и АННА - Страница 16

Их головы склонены, скрытые мафорием руки прижаты к лицу. Справа за гробом – женские и мужские фигуры, среди которых выделяется человек преклонных лет (без нимба, подпись отсутствует), с седой средней длины клиновидной бородой, в белом головном уборе, в коричневом гиматии и охристом хитоне. Изображениям Богородицы с Младенцем Христом уподоблена иконография материнства Анны, где она представлена с младенцем Марией на руках. Иконописные подлинники упоминают подобный тип иконографии. В монументальной живописи самое раннее изображение этого типа сохранилось в росписи церкви великомученика Георгия в Курбинове, Македония (1191 г.): в ряду образов святых подле равноапостольных императора Константина и императрицы Елены, держащих крест, представлены Иоаким и Анна (подчёркнуто преклонного возраста). Младенец Богородица, обхватив протянутую в молении правую руку Своей матери, выглядит совсем маленькой в сравнении с ростовой, вытянутой по пропорциям фигурой Анны. Фреска того же типа известна в церкви праведных Иоакима и Анны (Кралева церковь) в монастыре Студеница, Сербия (около 1314 г.). В иконописи наиболее ранней исследователи считают мозаичную икону конца XIII в. из монастыря Ватопед на Афоне, где величественная фигура Анны представлена в рост по типу «Одигитрия» с младенцем Марией на левой руке, на правом поле басменного оклада – ростовой образ Иоакима. Другой тип изображения, близкий к образам Богоматери типа «Умиление», представлен на предположительно сербской иконе «Святая Анна с младенцем Марией» из ризницы Троице-Сергиевой лавры (XIV в., Сергиево-Посадский музей); на иконе XV в. с образом Анны и младенца Марии (Музей Бенаки, Афины) – в руках Марии белый цветок, вероятно, символизирующий Иисуса Христа. В западноевропейском искусстве с начала XIV в. в связи с усилением почитания Анны тема материнства получила развитие в отдельной иконографии (нем. Anna Selbdritt), отражающей также идею Боговоплощения: на лоне Анны изображена отроковица Мария, держащая Младенца Христа. С XVII в. эта иконография, напоминающая композицию русских икон «Отечество», известна в поствизантийской иконописи, например, икона XV в. из церкви святителя Николая в городе Закинтос на острове Закинф (Музей города Закинтос), где Анна сидит на престоле, придерживая обеими руками у себя на коленях Марию. Младенец Христос показан на коленях Божьей Матери со свитком в левой руке, правой благословляет. Среди избранных патрональных святых Анна изображена, например, на иконе письма Кузьмы Бабухина «Избранные святые, предстоящие Христу Вседержителю» из собора Ризоположенского монастыря в Суздале (1681 г., Владимиро-Суздальский музей) – слева, первая во втором ряду.

 



 
PR-CY.ru