ИОАКИМ и АННА - Страница 21

Сцена «Моление Иоакима». Согласно «Протоевангелию Иакова», Иоаким «…ушёл в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей». Он изображается внутри палатки молящимся коленопреклонённо, как, например, на фреске церкви Санта-Мария ин Граделис в Риме (конец IX в.) или на синайском триптихе (начало XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Сцена «Моление Анны». Плач бездетной Анны иллюстрируется по тексту («Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи») изображением сада или обозначающего его дерева с птицами, вьющими на нём гнёзда (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, рубеж 1130 и 1140 гг., монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг.). Иногда птицы показаны не на деревьях, а в водоёме, например, плавающими в высоком бассейне, как в росписи церкви Святой Софии в Киеве (1040 гг.). Отзвук этого изобразительного мотива сохранился и в поздней иконописи, например, на иконе «Рождество Богородицы» из Старого Симонова в честь Рождества Богородицы монастыря в Москве (начало XVII в., музей-заповедник «Коломенское»), где на поле справа также изображён фонтан с птицами, напоминающими лебедей (изображение соотносится также с текстом из Книги пророка Исаии, читаемым на службе Рождеству Пресвятой Богородицы – Ис. 35:7). Сцена моления нередко совмещается со сценой благовестия Анне. Так, в протоевангельском цикле на хорах в церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде (1378 г.) Анна изображена с протянутыми в молитве руками, пальцев которых едва не касается благословляющая десница слетающего с небес ангела. Сцена «Благовестие Иоакиму» изображается аналогично сцене благовестия Анне, с той лишь разницей, что действие происходит не в саду, а на фоне пустынного или гористого пейзажа. Сцена «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Анны»). Иоаким и Анна представлены в полный рост, в развороте на три четверти, устремлёнными навстречу друг другу. Их руки сомкнуты в объятиях, лики соприкасаются. В архитектурное окружение композиции с видом города с воротами и храмом, особенно в русской иконописи с XVI в., может вводиться изображение ложа, а в верхней зоне справа и слева соответственно фигурам Иоакима и Анны – сцены благовестия. Этот тип извода встречается на иконах конца XVI в. из Зачатьевской церкви села Лопасня (ныне город Чехов Московской области; музей Андрея Рублёва), второй половины XVI в. (Костромской музей-заповедник). Сцена «Рождество Пресвятой Богородицы» (см. ст. Рождество Пресвятой Богородицы). Сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (см. ст. Введение во хра Пресвятой Богородицы). Сцена «Успение Анны». Иконописный подлинник под 25 июля содержит описание Анны, а не сцены её успения: «…Успение святыя Анны, матере Святыя Богородицы, риза багор, испод лазорь, рука молебна, в правой крест». Сцена довольно редко встречается в составе минейных циклов, например, в росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, около 1320 г. Традиционно для композиций данного типа Анна изображена лежащей на ложе, вокруг которого склонившиеся женские фигуры.



 
PR-CY.ru