ИОАКИМ и АННА - Страница 12

По рукописям исследователям известны песнопения Иоакима и Анны, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон, предположительно составленный Андреем Критским, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа без акростиха, ирмос (начало: «Достохвальную двоицу»), канон содержит вторую песнь, дополнительные икосы. Иоаким и Анна представлены как единоличными изображениями, так и образами в композициях на сюжеты апокрифического «Протоевангелия Иакова». В греческой «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) об облике Иоакима и Анны сказано: «Праведный Иоаким, отец Богородицы, с проседью в круглой бороде», «Святая Анна, мать Богородицы, престарелая». Русские иконописные подлинники сводной редакции XVIII в. также указывают на зрелый возраст святых, особо подчёркивая преклонные лета Анны: «Иоаким средний, брада вчерне седина, аки Николина, риза верх вохра или дымчата, испод киноварь или лазорь, Анна верх риза киноварь, испод празелень или лазорь, Анна Пресвятую младенца держит в руках», «Анна… подобием стара» или «…подобием стара, лицем морщиновата». Однако строгого следования указаниям иконописных подлинников в памятниках изобразительного искусства не наблюдается. Так, Иоаким чаще изображается черноволосым средовеком или средовеком с начинающими седеть волосами, редко старцем. Ещё более очевидными являются расхождения описаний подлинников с сохранившимися образами Анны, изображаемой в большинстве ранних памятников юной. Одежды Иоакима составляют хитон (зелёного или голубого цвета) с клавом и гиматий (как правило, цвета тёмной охры); мафорий Анны, как правило, красного цвета, платье зелёное или голубое. Одним из атрибутов Анны могут быть иногда встречающиеся изображения звёзд (розеток или крестиков) на её мафории, расположенные, подобно звёздам на мафории Пресвятой Богородицы, на челе и плечах, поскольку, сохранив целомудрие, Анна родила Пречистую Деву, явившую миру Христа. Анну изображают также с крестом в руке, что отмечено в иконописном подлиннике: «…Рука молебна, в правой крест». Крест в руке, в христианской иконографии обычно указывающий на мученичество святого, в данном случае рассматривают как «символ Распятия и Воскресения», тем самым подчёркивается участие Анны в спасении человечества. Обе отмеченные детали присутствуют в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.): образ Анны помещён в медальоне в подкупольном кольце, на мафории три крупные розетки, в правой руке крест, левая перед грудью ладонью вовне. С крестом Анна изображена на мозаике собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос (1042–1056 гг.) и в эмалевом медальоне на окладе Евангелия (конец X – начало XI вв., библиотека св. Марка, Венеция).

 



 
PR-CY.ru