ИОАКИМ и АННА - Страница 18

С конца X в. сюжеты Жития Богородицы вошли в систему декоративной росписи византийских храмов. Наибольшее распространение получили сцены «Рождество Богородицы» и «Введение во храм»: в церкви Святой Софии в Охриде (1040 гг.) – обе сцены («Рождество Богородицы» не сохранилось); в Сарыджа-килисе в Кепезе (Каппадокия; середина XI в.) – обе сцены и т.д. Включение в роспись истории родителей Богородицы и сцен Её детства, как правило, было обусловлено посвящением храма Богородице (например, цикл в нартексе посвящённого Богородице кафоликона монастыря Дафни, Греция, около 1100 г.), а также освящением его престола во имя Иоакима и Анны (например, придел Иоакима и Анны в соборе Святой Софии в Киеве, 1040 гг.). В соборе Мирожского монастыря в Пскове (1140 гг.) в юго-западном компартименте под хорами располагается один из самых подробных в монументальной живописи средневизантийского периода циклов, состоящий из следующих сюжетов: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев», «Скорбь Иоакима и Анны», «Моление Анны», «Иоаким и Анна толкуют Книгу пророка Исаии», «Благовестие Анне», «Благовестие Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот», «Праздничная трапеза Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы. Купание Марии. Пеленание Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм». К примерам пространного цикла поздневизантийского периода относятся фрески церкви Богородицы Перивлепты (св. Климента) в Охриде (1294–1295 гг.) и мозаики кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (около 1316 – 1321 гг.). Число сцен в цикле варьировалось, их состав мог быть обусловлен как желанием подробно проиллюстрировать апокрифический текст, так и необходимостью выявить литургико-богословскую значимость композиций в контексте росписи. Так, для церкви Спаса на Нередице (1199 г.) были выбраны сцены, подчёркивающие жертвенную тематику росписи: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма», «Иоаким у стад своих» («Моление Иоакима»). Литургической значимостью цикла обусловлено размещение росписи в ряде русских храмов XIV в.: в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря во Пскове и в церкви Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 г.). В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются.

 



 
PR-CY.ru