ИОАКИМ и АННА - Страница 13

Единоличные изображения родителей Пресвятой Богородицы, не входящие в сцены протоевангельского цикла, в монументальной живописи помещались вблизи образов Пречистой Девы или композиций, связанных с темой Боговоплощения в алтарной, реже в подкупольной зонах храма: на мозаиках кафоликона монастыря Неа-Мони на острове Хиос – в куполе внутреннего нартекса образ Богородицы Оранты, в парусах Иоакима и Анна; на мозаиках в нартексе церкви Успения Пресвятой Богородицы в Никее (1065–1067 гг.) – медальоны с оплечными образами; в росписях церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/1106 г.), в конхе апсиды – Богородица Оранта, на пилонах триумфальной арки, под «Благовещением», – ростовые фигуры Иоакима и Анны в леёком развороте к центру, в правой руке Анны крест, левая перед грудью ладонью вовне, в том же жесте правая рука Иоакима, левой он придерживает край гиматия; на мозаиках церкви Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (около 1146 – 1151 гг.), полуфигуры Иоакима и Анны в жертвеннике и диаконнике фланкировали образ Пресвятой Богородицы (не сохранились); в росписях церкви Спаса на Нередице – полуфигурные изображения в медальонах Иоакима и Анны на северной и южной подпружных арках под регистром с ветхозаветными пророками и др. В нартексе церкви Богородицы Одигитрии (Афендико) монастыря Вронтохион в Мистре (около 1322 г.) над входом в храм Иоаким и Анна представлены в молении образу Богоматери с Младенцем на лоне, названному в подписи «Живоносный Источник». В византийских Минологиях, в книжной миниатюре, в иконописи и в росписях под 9 сентября, в день памяти Иоакима и Анны, может быть представлено парное изображение праотцев. Они изображаются обращёнными друг к другу (на миниатюре Минология императора Василия II, 976–1025 гг.; на одной из шести икон так называмого синайского гексаптиха (вторая половина XI – первая половины XII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); на миниатюре греко-грузинской рукописи – Российская национальная библиотека, XV в.); в рост фронтально (на миниатюре из Служебного Евангелия с Минологием, третья четверть XI в.; на минейной иконе-диптихе (вторая половина XI – начало XII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); в росписи церкви Святой Троицы монастыря Козия, Румыния, около 1386 г.; в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны, 1335–1350 гг.); а также оплечно или по пояс (на миниатюре из Минология, 1327–1340 гг.; в росписи церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, около 1320 г.). Поясные прямоличные изображения Иоакима и Анны сохранились в эмалевых медальонах на окладе Евангелия (конец X – начало XI вв., библиотека св. Марка, Венеция) – в руке Анны крест. На нижнем поле иконы «Богоматерь Киккотисса на престоле, с пророками и избранными святыми» (первая половина XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) фигуры Иоакима и Анны представлены в рост, в развороте на три четверти.

 



 
PR-CY.ru