ИОАКИМ и АННА - Страница 15

В росписи церкви Санта-Мария Антиква в Риме (середина VII в.) исследователям известна уникальная композиция, включающая фронтальное в рост изображение Анны, стоящей с младенцем Марией на руках справа от трона Богоматери с Младенцем Христом. Слева от трона представлена фигура праведной Елисаветы с младенцем Иоанном на руках. Изображения этих ветхозаветных праведных жён в иконографии уподоблялись друг другу. На правой створке диптиха «Иисус Христос, Богоматерь с Младенцем, с 28 святыми на полях» (между 1367 и 1384 гг., монастырь Преображения Господня в Метеорах, Греция) – поясное изображение Анны на верхнем поле, над образом Богоматери с Младенцем в среднике; она облачена в красный мафорий с изображениями четырёхугольников, расположенных на челе и плечах. По образцу первого в Метеорах или в Константинополе был создан диптих из Музея кафедрального собора в Куэнке, Испания (1382–1384 гг.), – Анна изображена в красном мафории, из-под которого видна горловина, проработанная ассистом, четырёхугольники на мафории заменены золотыми звёздами в виде крестиков. Известны изображения одной Анны в минейных циклах под 25 июля, когда отмечается день успения святой. Соответствующая композиция «Успение праведной Анны» есть на так называемом синайском гексаптихе (вторая половина XI – первая половина XII в в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), в росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница. На миниатюре в греко-грузинской рукописи под тем же днём памяти помещено изображение Анны с крестом в правой руке (Российская национальная библиотека, XV в.). Под 9 сентября, в празднование Зачатия Анной Пресвятой Богородицы, вместо сцены «Встреча у Золотых ворот» на миниатюре той же рукописи дано единоличное изображение Анны в профиль, с воздетыми руками, обращающейся в молении к Господу («Моление Анны о чадородии»). Сохранилось уникальное изображение погребения Анны, представленное отдельным сюжетом на шитой пелене (вторая половина XV в., Сергиево-Посадский музей). Архитектурный фон с башней и трёхглавым храмом ограничен справа высокой горкой; на переднем плане на земле стоит гроб с телом Анны. Святая изображена с нимбом, облачена в красный мафорий и синее платье, руки крестообразно сложены на груди, изображение имеет подпись. Слева, склонившись над Анной, первосвященник Захария читает свиток и совершает каждение; он изображён с нимбом, его имя читается в подписи. Справа отрок держит крышку гроба, готовясь накрыть его. За гробом в центре показаны две фигуры скорбящих жён с нимбами – небольшая, стоящая впереди фигурка отроковицы Богородицы в коричневато-вишнёвом мафории и лазоревом платье и позади Неё жена, очевидно, Елисавета (без подписи), в ало-красном мафории и охристом платье.

 



 
PR-CY.ru