Словарь по христианству Г ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение - Страница 6

ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение - Страница 6

Поэтому, хотя грех прародителей и оказывает прямое воздействие на каждого человека, личная ответственность за него ни на кого, кроме самих Адама и Евы, не может быть возложена. Сторонники этого толкования опираются на слова Рим. 5:12, которые апостол Павел заключает: «...Потому что в нём все согрешили», понимая их как учение о соучастии всех людей в грехе первозданного Адама. Так понимал этот текст и Августин, который неоднократно подчёркивал, что в зачаточном состоянии в Адаме находились все люди: «Все мы были в нём одном, когда все были им одним… Мы ещё не имели отдельного существования и особой формы, в которой каждый из нас мог бы жить отдельно; но уже была природа семени, от которой нам надлежало произойти». Поэтому грех первого человека есть одновременно и грех всех и каждого «на основании зачатия и происхождения» («per jure seminationis atque germinationis»). Находясь в «природе семени», все люди, как утверждал Августин, «в Адаме… согрешили тогда, когда все были тем одним человеком на основании вложенной в его природу способности иметь потомство». Используя выражение протоиерея Сергия Булгакова (1871–1944 гг.), в основных положениях принимавшего учение Гиппонского епископа о первородном грехе, исследователи говорят, что для Аврелия Августина все человеческие ипостаси лишь «разные ипостасные аспекты некоей многоединой ипостаси целокупного Адама». Ошибка Августина носит антропологический характер: первый человек как ипостась у него принципиально отличается от любого другого человека, в то время как православная антропология выделяет Адама среди прочих людей лишь тем, что он был первым среди них и появился на свет не в акте рождения, а в акте творения. Однако это толкование Рим. 5:12 не является единственно возможным в силу многозначности употребленной здесь греческой конструкции, которая может быть понята не только как сочетание предлога с относительным местоимением, т.е. «в нём все согрешили», но и как союз, вводящий придаточное причины, т.е. «потому что все согрешили». Именно так понимали Рим. 5:12 блаженный Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.) и Константинопольский патриарх Фотий I (около 820 – 896 гг.). Признающие ответственность всех людей за грех Адама для обоснования своего мнения обычно используют кроме Рим. 5:12 и другой библейский текст – Втор. 5:9, в котором Бог выступает как «Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих» Его. Однако буквальное понимание этого текста входит в противоречие ещё с одним текстом Священного Писания – главой 18 Книги пророка Иезекииля, в которой представлены сразу две позиции по проблеме ответственности за чужой грех: иудейская, нашедшая отражение в пословице «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:2), и Самого Бога, обличавшего иудеев за их ошибочное понимание последствий греха. Основные положения этого обличения выражены с предельной ясностью: «...Если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им… (но) исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, – то сей не умрёт за беззаконие отца своего; он будет жив. …Вы говорите: “почему же сын не несёт вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иез. 18:14, 17–20).

 



 
PR-CY.ru