ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение - Страница 2

Древо жизни, плоды которого служили «пищей бессмертия», символизировало единство Бога и человека, благодаря которому человек становился причастником вечной жизни. Человеческая природа сама по себе не обладала бессмертием; она могла жить лишь с помощью Божественной благодати, источником которой является Бог. В своём существовании она не автономна, может реализовать себя, лишь находясь в единстве с Богом и в причастии к Нему. Поэтому символ древа жизни выступает не только в первых главах книги Бытие. Он находит продолжение в другом древе – «древе крестном», плоды которого (Тело и Кровь Иисуса Христа) становятся для христиан новой «пищей бессмертия» и источником вечной жизни. Наименование другого райского дерева («древо познания добра и зла») есть буквальный перевод с древнееврейского, где хорошее и плохое, добро и зло является идиомой, которая переводится как «всё». Например, «…не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу» (Чис. 24:13); «…господин мой, царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое» (2 Цар. 14:17); «...всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14). Поэтому второе дерево рая есть «древо познания всего», или просто «древо познания». Запрет вкушать его плоды может вызвать недоумение, поскольку всё, что сотворил Бог, «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Соответственно «хорошим» было и древо познания, плоды которого не содержали в себе ничего пагубного для человека. Разрешить это недоумение помогает символическая функция, какую древо выполняло по отношению к человеку. Воспринимать это древо символически имеются достаточные основания, т.к. оно в древности часто выступало как символ познания мироздания. Однако Бог не запрещает познавать окружающий мир. Более того, «рассматривание творений» (Рим. 1:20) стоит в прямой связи с познанием Самого Творца. О каком запрете в таком случае идёт речь? Ответить на этот вопрос исследователям помогает древнееврейский глагол «познавать», нередко имеющий значения «владеть», «уметь», «обладать» (ср.: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала...» – Быт. 4:1). Заповедь запрещала не познание мира, а самочинное обладание им, достигаемое путём вкушения запретных плодов, что приводило к узурпации человеком власти над миром, не зависимой от Бога. С помощью заповеди человек должен был включиться в процесс воспитания, которое было для него необходимо, поскольку он находился лишь в начале пути своего совершенствования. На этом пути послушание Богу как своему Отцу не только служило залогом верности человека Богу, но и являлось непременным условием, при котором только и было возможно всестороннее развитие человека, призванного жить не в эгоистической самоизоляции, а в любви, общении и единстве с Богом и с людьми. (Думается, что смысл сказания заключается в том, что без понятия греха нет понятия нормы поведения; не бывает ничего сакрального без запретного.) Сказание о грехопадении в третьей главе книги Бытие начинается с описания искушения змея, обращённого к Еве. Большинство отцов и учителей церкви, комментировавших падение первых людей, утверждают, что в образе змея перед человеком предстал дьявол.

 



 
PR-CY.ru