ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение - Страница 17

Столь мрачная оценка человека объясняется тем, что в отличие от православия, усматривающего в божественном образе человека лишь изменения, вызванные грехом, хотя и весьма существенные, протестантизм учит о полной утрате человеком образа Божия, на месте которого «в человеке происходит глубокая, порочная, отвратительная, бездонная, непостижимая и невыразимая развращенность всей природы и всех ее способностей и сил…» Впрочем, протестантизм допускает для человеческой воли некоторую свободу выбора. Однако эта свобода проявляется только в светской праведности (civilis justitia) и совершении дел, подвластных разуму. Но она не имеет силы без помощи Святого Духа производить праведность Божию, т.е. праведность духовную (justitia spiritualis). Под «светской», или «гражданской», праведностью «Аугсбургское исповедание» понимает те «внешние деяния», какие «происходят от добра в природе, такие как желание трудиться в поле, есть и пить, иметь друга, одеваться (носить одежду), строить дом, жениться, откармливать скот, обучаться разнообразным полезным искусствам или любое другое благое дело, относящееся к этой жизни». Однако перечисленные здесь «благие» дела не имеют никакого отношения к «духовной праведности», поскольку силы и способности, с помощью которых они совершаются, настолько ослаблены, заражены и осквернены первородным грехом, что «в очах Божиих они не имеют никакой ценности». Позиция, занятая протестантами в отношении последствий первородного греха, привела их к отрицанию соработничества (синергии) Бога и человека в сотериологическом процессе. Критикуя православие, «Формула согласия» заявляет: «Мы отвергаем учение синергистов, утверждающих, что человек не является абсолютно мёртвым в духовных аспектах, но что он серьёзно изранен и полумёртв. И что поэтому, хотя свободная воля (человека) слишком слаба для того, чтобы человек мог положить начало, обратить себя к Богу собственными силами..., тем не менее, когда Святой Дух совершает начинание, призывает нас посредством Евангелия и предлагает Свою благодать..., тогда, мол, свободная воля… может найти Бога и в определённой, хотя и очень слабой, степени, совершить что-то в этом направлении…» Кальвинизм довёл это учение о первородном грехе до логического завершения. Признание утраты человеком божественного образа, его полной неспособности к добру и отсутствия в нём свободной воли повлекло за собой существенное искажение христианской сотериологии в кальвинизме. Поскольку человек абсолютно пассивен в деле своего спасения, его судьбу и его будущее целиком и полностью определяет Сам Бог. Участь человека предрешена: Бог предвечно избирает одних людей к спасению, а других – к вечной гибели. Человек предопределён, и он никак не может повлиять на это избрание. См. также Благодать.



 
PR-CY.ru