Словарь по христианству Г ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение

ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение

ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, грехопадение прародителей – первый грех, совершённый Адамом и Евой и последствия этого греха. Словосочетание «peccatum originale» было введено Аврелием Августином (354–430 гг.). Для описания греха первых людей восточные отцы церкви это выражение не употребляли. Грехопадение Адама и Евы описано в третьей главе книги Бытие. Экзегетическая традиция содержит разные варианты толкования этого текста: буквальный, нравственный (духовный), историко-критический, аллегорический. Последний вариант исследователи признают наименее удачным, т.к. он ведёт к произвольному толкованию, при котором грехопадение как событие, совершившееся на заре истории, может даже отрицаться. Аллегорический метод толкования, берущий начало с представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского (около 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.), был использован при объяснении третьей главы книги Бытие греческим христианским теологом Оригеном (около 185 – 254 гг.) и апологетом Климентом Александрийским (около 150 – около 215 гг.), которые видели в этом сюжете аллегорическое обозначение душевного состояния. Впоследствии с помощью аллегорического метода некоторые протестантские секты (арминиане, социниане) фактически вернулись к учению ересиарха Пелагия (около 360 – после 431 гг.), не признававшего никакой генетической связи между первородным грехом и последующими грехами человечества. В кругах либерального рационализма (Г.Э.Г. Палус, В.М.Л. де Ветте, Г.Г.А. Эвальд, Б. Бауэр, Д.Ф. Штраус, Ю. Велльгаузен, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й. Шеллин и др.) аллегорическая произвольность привела к тому, что стал отвергаться сам исторический факт падения первых людей, а описание падения было воспринято как «миф, или символическое выражение идеи культурно-исторического прогресса человечества, поднявшегося от низшей ступени полного умственного и нравственного безразличия к способности отличать добро от зла, истину от заблуждения», или как «поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции от животного к высшему состоянию». Другие варианты толкования третьей главы книги Бытие признают исторический характер библейского сказания, однако воспринимают эту историю не в обычном, современном смысле слова: «Это, скорее, духовная история..., где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин». Согласно христианской традиции, грехопадение Адама и Евы есть нарушение одной из Божественных заповедей, предписанных первым людям в раю. Библейское сказание гласит: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:9, 16–17). Содержание заповеди бытописатель выражает через образ дерева, характерный для сознания древнего человека. С его помощью, как правило, «воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира» или связи небесного (божественного) и земного.

 



 
PR-CY.ru