ГЕРМЕНЕВТИКА - Страница 11

Таким образом, герменевтика – это наука и искусство, прежде всего, библейского толкования. Общая герменевтика – это изучение тех правил, которые управляют толкованием всего библейского текста. Специальная герменевтика – это изучение тех правил, которые управляют толкованием особых литературных жанров (таких, как притчи, прообразы и пророчества). Герменевтика (экзегетика) играет существенную роль в процессе теологического исследования. Изучение канона включает в себя определение того, какая книга несёт на себе печать Божественного вдохновения, а какая нет. Библейская текстология стремится уточнить оригинальную редакцию текста. Историческая критика изучает обстоятельства, в которых была создана данная конкретная книга. Экзегетика – это применение принципов герменевтики с целью определить, какое значение вкладывал автор в данный текст. Библейская теология организует библейские данные по историческому принципу, в то время как систематическая теология – по логическому принципу. В сущности, герменевтика – это кодификация процессов, которые мы обычно используем неосознанно при понимании значения сообщения, вложенного в него другим человеком. И только когда что-либо препятствует нашему спонтанному пониманию сообщения другого человека, мы осознаём необходимость в каком-либо методе понимания замысла этого человека. Препятствия для спонтанного понимания сообщения другого человека возникают из-за различий в истории, культуре, языке или мировоззрения между нами и автором сообщения. Существует множество факторов, влияющих на наше применение герменевтики. Мы должны для себя решить, является ли Писание религиозными теориями древних евреев, божественно направленными, но не безупречными человеческими сочинениями, или богодухновенным и безошибочным Писанием, написанном людьми, но по инициативе и под руководством Бога. Мы должны также решить: существует ли единственно верное значение текста или любая личная интерпретация текста представляется верным значением. Важно также, считаем ли мы, что значение, подразумеваемое Богом, включает высший, более глубокий смысл по сравнению с тем, который имел в виду автор-человек, и как определить, когда отрывок нужно толковать буквально, когда – метафорически и когда – символически, наконец, как духовное состояние человека влияет на способность понимать духовную истину. С тех пор, как Бог дал людям Писание, на протяжении многих веков существовало множество подходов к изучению Слова Божьего. Ортодоксальные толкователи подчёркивали важность буквального понимания, под которым они подразумевали толкование Слова Божьего таким же образом, каким понимается обычное человеческое сообщение. Другие применяли аллегорический подход, а иные считали, что отдельные буквы и слова имеют тайное значение, которое нужно расшифровать. Исторический обзор этих методов поможет преодолеть искушение рассматривать одну систему толкования как единственную когда-либо существовавшую. Понимание предпосылок, на которых основаны другие методы, позволит сбалансировать одну точку зрения и более плодотворно вести диалог с теми, кто думает иначе. Исследовав ошибки предшественников, можно больше узнать о возможных опасностях, подстерегающих в подобных ситуациях. Изречение Сантаяны гласит, что «тот, кто не учится у истории, обречён пройти её заново». Оно применимо и к области герменевтики (как, впрочем, и к любой другой области жизни). Изучая историю толкования, можно обнаружить, что многие великие христиане (например, Ориген, Августин, Лютер) знали и предписывали другим лучшие герменевтические принципы, нежели те, которыми пользовались сами (это напомнит, что просто знать принцип – недостаточно, необходимо применять его в своём изучении Слова).

 



 
PR-CY.ru