ГЕРМЕНЕВТИКА - Страница 63

Таким образом, Церковь обязана подходить к Писаниям с литературным и историческим пониманием. Так как Бог передавал Своё Слово в различных культурных ситуациях, Церковь считает, что Он продолжит говорить через Писания в изменяющемся мире и в каждой форме человеческой культуры». Хотя это утверждение затрагивает некоторые основные вопросы культуры, однако оно не даёт каких-либо ориентиров для толкования Писания в различных культурных ситуациях. В нём нет ответа на два важнейших вопроса. Во-первых, до каких пределов библейские заповеди следует понимать как культурно обусловленные и, следовательно, не нормативные для современных верующих? Во-вторых, какую методологию нужно применить, чтобы перевести библейские заповеди из минувшей культуры в нашу современную культуру? На одном конце спектра находятся те толкователи, которые считают, что часто и библейский принцип, и поведенческая заповедь, которая выражает этот принцип, должны быть модифицированы в свете исторических изменений. На другом конце спектра находятся те, кто считает, что библейские принципы и сопровождающие их поведенческие заповеди всегда и буквально должны применяться в современной церкви. Многие верующие занимают позицию, промежуточную между этими двумя взглядами. Большинство евангельских церквей считают (по крайней мере, на практике), что некоторые библейские заповеди не следует переносить целиком в наше время и культуру. Например, в Новом Завете пять раз встречается заповедь приветствовать друг друга святым целованием, однако сегодня лишь немногие церкви соблюдают эту заповедь. Подобно этому лишь немногие протестантские церкви соблюдают заповедь, данную женщинам, покрывать голову во время молитвы (1 Кор. 1:5). Также немногие церкви продолжают соблюдать омовение ног, о котором сказано в Ин. 13:14, т.к. изменения в культуре и нравах уменьшили значение этого обычая. Более того, сейчас в некоторых евангельских церквах есть женщины, которые проповедуют, хотя Павел в первом послании к Тимофею (2:12) утверждал, что он не позволяет жене учить и властвовать над мужем. Многие евангельские христиане (как мужчины, так и женщины) интересуются, следует ли в наше время и в нашей культуре сохранять традиционные отношения между мужем и женой, предписанные в Еф. 5 и других текстах. Подобные вопросы возникают в связи и с другими темами. В 1973 г. учебным центром Лигониер Вэлли была проведена конференция на тему «Обусловлено ли Писание культурным окружением?» Участники этой конференции суммировали взгляды некоторых ведущих современных евангельских богословов. Сложность и неоднозначность проблемы проявилась в том, что главным результатом конференции стала более изощрённая формулировка вопроса, но не ответ на него по существу. Таким образом, данный вопрос имеет огромное значение, хотя на него сейчас нет лёгкого и всех устраивающего ответа. Если мы займем позицию большинства евангельских христиан, согласно которой некоторые библейские заповеди культурно обусловлены, а некоторые нет, то возникнет необходимость разработать какой-либо критерий для разграничения между теми заповедями, которые следует соблюдать буквально, и которые не требуют буквального соблюдения. Однако мы не хотим, чтобы наша процедура была произволом, когда отбрасываем те заповеди и принципы, которые нам не нравятся, и оставляем те, с которыми согласны. Мы должны разработать чёткий критерий, который был бы, во-первых, логичным, что должно быть ясно показано; во-вторых, последовательно применимым в самых разнообразных сферах и, в-третьих, основанным на Писании или, по крайней мере, не противоречащим Писанию. См. также Экзегетика



 
PR-CY.ru