ГЕНОН Рене - Страница 20

Генон рассматривает также понятия необходимости и случайности, метафизической свободы, которая присуща только необусловленному Высшему Принципу: «…Абсолютная свобода может реализовываться только через полную универсализацию: она будет «самоопределением» в качестве соразмерной с Бытием и «неопределённостью» по ту сторону Бытия. Тогда как относительная свобода принадлежит ко всему бытию, при каких бы условиях оно ни существовало, абсолютная свобода может принадлежать только бытию, лишённому всех условий проявленного существования, индивидуальных и даже сверхиндивидуальных, и ставшему абсолютно «одним» на ступени чистого Бытия, или «недвойственности», если его реализация превосходит Бытие» (Рене Генон. «Множественные состояния бытия», глава XVIII. Перевод Татьяны Борисовны Любимовой). Работа «Царство количества и знамения времени» (1945 г.) посвящена рассмотрению понятий качества и количества, являющихся в нашем конкретном мире телесного проявления выражением универсальных принципов – соответственно, Сущности и Субстанции. На примере развития мира в последние столетия раскрывается универсальный закон циклического проявления – последовательное удаление от сущностного (качественного) полюса манифестации и спуск к субстанциальному полюсу (к области чистого количества). Если качество можно считать аналогом Сущности (например, ангелы символизируют различные Божественные качества, или атрибуты), то количество – это выражение субстанциальной стороны Принципа в мирах грубой манифестации, в том числе и в нашем. Универсальная Субстанция (materia prima, первоматерия) находится «под» всей Универсальной Манифестацией, являясь её опорой и корнем. Каждый конкретный мир образован (с субстанциальной стороны) уже вторичной, частной субстанцией. Вслед за схоластами Генон называет её «materia secunda или materia signata quantitate» (т.е. «отмеченная количеством»), и именно она представляет собой начало «индивидуации», т.е. «отдельности» индивидов внутри вида. Всё индивидуально проявленное «состоит» из сущностной и субстанциальной сторон, в терминах индуизма – нама-рупа (имя и форма, где форма – это наглядная, чувственная проявленность). Мера (т.е. соединение качества и количества) определяет развёртывание процесса проявления, что символически изображается как «реализация» пространства, его «высветление» из субстанциального хаоса лучами-направлениями, исходящими от центральной точки-принципа. Чистое количество (выражением которого служит прерывное, дискретное количество) для условий нашего мира является недостижимым, поскольку, например, пространство непрерывно. Пространство и время, несмотря на их связь с количеством, никогда не теряют своего качественного характера. Для пространства он состоит в наличии направлений. Качественный характер времени проявляется в качественных отличиях разных периодов цикла и даже в разной скорости течения времени в разные периоды (а именно, в последовательном ускорении). Касаясь развития актуального цикла проявления, Рене Генон рассматривает как главную его тенденцию спуск к области чистого количества (при осознании невозможности окончательного перехода в эту область, так как она принадлежит лишь субстанции нашего мира, materia secunda). Символом этого является преобразование сферы (как изначальной «формы» мира) в куб – образ полной материализации и проявленности всех возможностей. Другие символы изначального и конечного состояния мира – Эдемский Сад (круглой формы) и Небесный Иерусалим (квадратной формы). Небесный Иерусалим, «сходящий с Небес», кроме того, изображает и начало нового цикла. «Оплотнение» мира символически изображено в победе земледельца Каина над кочевником Авелем.

 



 
PR-CY.ru