ГЕНОН Рене - Страница 13

Академическое «Великое делание» изображает процесс инициации. Три его стадии – нигредо («чернота»), альбедо («белизна») и рубедо («краснота») – символизируют, соответственно, изначальное состояние профана («чёрная ночь души»), «малые мистерии» и «великие мистерии». Колба герметистов, или атанор (сосуд для «Великого делания») является образом Мирового Яйца, а также сердца как места зарождения духовного принципа в человеке и пещеры (символизирующей, в свою очередь, Космос). Алхимические символы Серы, Ртути и Соли соотносятся, соответственно, с «Духом» (сверхформальное, внутреннее), «Душой» (тонкоформальное, внешнее) и «Телом» (результат взаимодействия внутреннего «Духа» и внешней космической среды). Уроборос (или змей, кусающий свой хвост) символизирует промежуточный, тонкий мир («Мировая Душа»), двойственный характер которого обусловлен встречей в нём «небесных» и «земных» влияний. Уроборос, кроме того, является символом вечности, но не абсолютной вечности Принципа, а бесконечности цикла, взятого изолированно, в отношении какого-либо одного состояния. Своеобразным символом выступает образ Иисуса Христа, иногда отождествляемого с философским камнем, который обозначает союз «Неба» и «Земли» (Пуруши, Святого Духа и Пракрити, Девы) в «Универсальном Человеке» и, в то же время, изображает нисхождение (Аватару) Высшего Принципа. Рене Генон в своих работах не стремился предстать в качестве создателя собственной философской системы, поскольку, по его словам, «систематический» дух чужд подлинной метафизике, а «индивидуальная» философия может быть только профанной. Поэтому он не говорил от своего имени, но лишь пытался донести до европейского читателя извечно существующие учения, забытые к тому времени на Западе, однако ещё живые на Востоке. Основные темы его произведений – изложение традиционных метафизических доктрин с наглядным показом их сущностного единства, исследование традиционных символов, вопросы регулярной инициации и её отличия от «псевдо-» и «контринициации», изучение причин духовного упадка современного, прежде всего, западного, мира. В работе «Человек и его осуществление согласно Веданте» (1925 г.) на примере одной из ортодоксальных школ (даршан) индуизма (веданты) раскрывается преломление основных метафизических принципов Примордиальной Традиции в человеческом существе, которое, не будучи чем-то выделенным, привилегированным в общем порядке Универсальной Манифестации, для нас естественным образом является актуальным состоянием и опорой метафизической реализации. Кроме того, приводится описание возможных путей посмертной эволюции человека, а также достижения им состояния окончательного освобождения (состояния йога). Веданта (адвайта-веданта Шанкарачарьи, т.е. учение о недвойственности Абсолюта), являясь наиболее полным приближением к учению Примордиальной Традиции, тем не менее, не вступает в противоречие с остальными даршанами, поскольку в индийской мысли роль различных школ не совпадает с ролью разных направлений западной философии. Другие даршаны также выражают истину, но в частных аспектах, с менее «высокой» точки зрения (например, санкхья отражает «космологический» аспект Традиции, миманса посвящена обоснованию значения ритуалов в метафизической реализации, вишишта-адвайта Рамануджи останавливается на рассмотрении уровня Единого, или Ишвары). Истинность, ортодоксальность той или иной концепции в индуизме определяется её соответствием Ведам и их «завершению» (что и означает слово «веданта»), т.е. Упанишадам, собственно и представляющим собой «традицию» (Шрути). Центральным положением веданты в отношении человека является фундаментальное различие между «Самостью» и индивидуальным «Я».

 



 
PR-CY.ru