ГЕНОН Рене - Страница 19

На другом, более низком уровне (т.е. по отношению к проявлению) эти два аспекта выражаются в Универсальных Сущности и Субстанции. Нет ничего, что не содержалось бы в метафизической Бесконечности, и все «неограниченности», «неисчислимости» в каком-либо частном отношении, получаемые путём простого умножения элементов, являются нулём по отношению к ней. Бесконечность как Универсальная Возможность имеет в себе фундаментальное (с точки зрения проявления) разделение на проявленное и непроявленное. В целом можно сказать, что проявленное – это случайное и обусловленное, а непроявленное – абсолютное и необусловленное. При этом непроявленное может быть как проявляемое в принципе, так и непроявляемое («возможности непроявления»). Бытие отличается от Сущего (Универсальной Экзистенции) тем, что в своей целостности, в своём принципе оно содержится в непроявленном, в Не-Бытии, тогда как Сущее образовано только проявленными возможностями. Генон приводит символы «слова» и «молчания» (Сиге гностиков), «света» и «тьмы», «пространства» (которое не может быть «пустым», как полагают, например, буддисты) и «пустоты» (Битос гностиков) для выражения того, как проявленное сокрыто в непроявленном. Не-Бытие («метафизический Ноль») первично по отношению к Бытию, но только их сумма образует полную совокупность Универсальной Возможности. Всё проявленное, в конечном счёте, неполно и фрагментарно (это относится и к человеку как индивидуальности), лишь непроявленное даёт всему характер непрерывности. Принцип проявления тождествен Единому, тогда как превосходящий его Высший Принцип не ограничивается никакими определениями, он лишь «недвойствен». Генон проводит различие между «единственностью» Экзистенции, или Сущего (араб. «Вахдат аль-вуджуд»), «единством» Бытия (как принципа) и «недвойственностью» Высшего Принципа. Единству Бытия не противоречит множественность его состояний (не количественная, а метафизическая), поскольку в высшем смысле эта множественность иллюзорна. Единое содержит в себе эту неограниченную множественность, подобно тому, как в состоянии сна человек, не теряя своего сущностного единства, «разделяется» на множество персонажей своего сна. Универсальное Сущее образовано бесчисленностью частных миров, или уровней манифестации, одним из которых является и наш. В проявленном Бытии последовательно разграничиваются неоформленные состояния от оформленных (формальных), затем, в рамках формального состояния, – тонкие состояния от грубых (телесных). Каждое состояние Экзистенции способно к неограниченному «горизонтальному» расширению, к бесчисленному умножению элементов, но остается при этом не соизмеримым с метафизической Бесконечностью Принципа. Характерной «видовой» чертой человеческого существа (в его индивидуальном состоянии) является наличие особого ментального элемента (манаса), осуществляющего мыслительную деятельность с помощью «форм». Человеческое сознание – это лишь преломление в индивидуальном человеческом состоянии универсального Принципа, который, однако, в силу высшей аналогии также может быть назван «сознанием». Пройдя на пути метафизической реализации границу между «двумя хаосами» («границу вод»), т.е. между формальным и неоформленным состояниями, человек приходит к отождествлению себя со всей Универсальной Манифестацией и, таким образом, и со всеми другими существами во Вселенной. В этом состоянии наличие собственной индивидуальности уже не имеет для человека значения, поскольку центр его существа отождествился с центром всего проявления, а индивидуальность относится к «периферии» проявленного. Достижение высших состояний Бытия возможно на пути познания, которое состоит в отождествлении познающего с познаваемым.

 



 
PR-CY.ru