ГЕНОН Рене - Страница 11

Поскольку каждая возможность подлежит лишь единократному осуществлению, Генон отрицает реинкарнацию как перерождение в человеческом теле. В посмертном существовании имеются два главных пути – продолжение существования в ином («нечеловеческом») индивидуальном состоянии («путь предков») или же восхождение к сверхиндивидуальному состоянию («путь богов»). Под «нечеловеческими» индивидуальными состояниями не подразумеваются, в данном случае, другие существа нашего мира (например, животные, растения, минералы), имеются в виду некие принципиально иные индивидуальные состояния проявления, вступление в очередной его цикл. Генон подчёркивает, что достижение человеком сверхиндивидуального уровня (в том числе и осуществление самого Высшего Отождествления) не означает полного исчезновения, «аннигиляции» его индивидуальных свойств и способностей. Напротив, именно в непроявленном они «обретают перманентный модус в качестве недвижных возможностей», и в отдельных случаях возможен даже «телесный» переход в эти состояния в преображённом, «духовном» теле, «теле славы», например, у таких библейских персонажей, как Енох и Илия. Символы для Генона – это посредники между областью Высшего Принципа и эмпирическим миром относительной реальности, одна из главных опор синтетического, интуитивного познания: «…Существует оппозиция между философией и символикой…; эта оппозиция состоит в том, что философия, как и всё, что выражается в обычных языковых формах, по сути, аналитична, тогда как символика по преимуществу синтетична. Форма языка, по определению, «дискурсивна», как и человеческий рассудок, чьим орудием она является, и чьё действие воспроизводит со всей возможной точностью. Напротив, символика как таковая поистине «интуитивна»; и вполне естественно, что в силу этого она несравнимо более пригодна, нежели язык, к тому, чтобы служить точкой опоры для интеллектуальной и сверхрациональной интуиции; вот почему она представляет собой преимущественный способ выражения всего инициатического учения» (Рене Генон. «Заметки об инициации», глава XVIII. Перевод Татьяны Михайловны Фадеевой). В основе символизма лежит аналогия всех уровней Бытия. Все события «внешней» истории (так же как в целом все феномены и предметы нашего состояния проявления) имеют главным своим значением символическое соответствие метафизическим принципам и высшим состояниям. Даже пространство (например, центр и окружность, стороны света) и время (в форме циклов или же как прошедшее-настоящее-будущее) являются, в конечном итоге, символами этих более общих принципов и состояний. Символы тесно связаны с ритуалами и могут представлять собой графическую (янтра) или звуковую (мантра) эмблему ритуального «жеста». Низшее не может символизироваться высшим, а только наоборот. Существует своеобразное перевёртывание значений при переходе (или транспозиции) от низшего к высшему, которое Генон называет «обратной аналогией». Так, наименьшее в нашем мире (точка) означает наибольшее в мире принципов (сам Принцип). Числа, которые в нашем мире служат для выражения количества, в высшем значении выражают качественные принципы (числа как идеи в пифагорействе). Ноль («метафизический Ноль») – Не-Бытие, единица – Бытие, или Единое, двойка – Субстанция, тройка – Сущность, четвёрка – Универсальная Манифестация, пятёрка – микрокосм (или человек), шестёрка – макрокосм (или «Универсальный Человек»). Один из символов «Универсального Человека» – печать Соломона, отображающая «обратную аналогию» высшего и низшего в двух треугольниках, прямом и перевёрнутом.

 



 
PR-CY.ru