ГЕНОН Рене - Страница 18

Таким образом, в своём главном метафизическом значении крест – образ высших и низших (по отношению к человеческому) состояний Экзистенции (вертикальная ось) и «горизонтального расширения» актуального состояния (горизонтальная плоскость или поперечная прямая). Верхнее полупространство (и движение вверх) соотносится с гуной саттвы, нижнее полупространство (и движение вниз) – с гуной тамаса, средняя плоскость – с актуальным состоянием (для нас – с человеческим) и гуной раджаса. Актуальное состояние соответствует неограниченному «горизонтальному расширению» индивидуальных способностей, в том числе за пределы телесной модальности, движение вниз – падению в «инфрачеловеческие», демонические состояния, движение вверх – метафизической (духовной) реализации. Кроме основного метафизического значения символа множественности состояний, или уровней, Сущего («Универсального Человека») крест имеет и другие символические смыслы. Соотношение вертикальной и горизонтальной осей (при двухмерном изображении) подобно соотношению Сущности и Субстанции (Пуруши и Пракрити). «Универсальный Человек» в качестве образа Универсального Сущего характеризуется как Андрогин, поскольку в нём нераздельно присутствуют эти два начала проявления. Сущность и Субстанция сравниваются Геноном, соответственно, с основой и утком ткани. Таким образом, центр креста выражает объединяющий их принцип (Единое и, в конечном счёте, сам Высший Принцип). Символ ткани или паутины также означает в целом взаимодействие вертикального направления, т.е. действия Принципа, «Самости», объединяющее все уровни Сущего, и «горизонтального расширения», развёртывания каждого конкретного состояния, что и образует «ткань» мира. Центральная ось трёхмерного креста соотносится с библейским Древом жизни. Два его аспекта («положительный» и «отрицательный») отражены в каббалистической символике двух столпов сефиротического Древа – правом столпе «Милосердия» и левом «Строгости». Эта же двойственность символизируется Древом познания добра и зла. Змей, обвившийся вокруг Древа, является образом бесчисленных циклов манифестации (проявления), через которые проходит Сущее, тогда как само Древо – символ Мировой Оси, «Неизменного Средоточия», т.е. Принципа, не подверженного изменениям и множественности. Шесть лучей (полупрямых) в трёхмерном кресте символизируют направления пространства. Седьмое, обозначенное центральной точкой, соответствует первоначальному проявлению Принципа, световая вибрация «лучей» которого организует затем пространство во всех остальных направлениях. Вертикальная прямая подобна полярной оси, одна из горизонтальных прямых – оси солнцестояний, вторая горизонтальная прямая – оси равноденствий. Крест является универсальным символом, общим для многих частных традиций. Однако Генон не отрицает и реальности исторических событий, с которыми крест связывается в христианстве. В работе «Множественные состояния бытия» (1932 г.) рассматриваются наиболее общие и фундаментальные основы метафизики Примордиальной Традиции: Высший Принцип в двуедином аспекте Бесконечности и Универсальной Возможности и его отношение к проявленному Сущему (Универсальной Экзистенции). Бесконечность понимается как активный аспект Принципа, Универсальная Возможность – как пассивный, при том, что к Принципу понятие «аспект» применимо лишь условно (в индуистских концепциях это Брахма и его Шакти). Бесконечность соотносится с «активным Совершенством», Возможность – с «пассивным Совершенством», которые совпадают в «абсолютном Совершенстве».

 



 
PR-CY.ru