ГЕНОН Рене - Страница 16

Одновременно, Ману – архетип Первочеловека. В земном мире этот принцип проявляется как высший центр Традиции, «земной» полюс Божественного Присутствия (вообще, «образ полюса», араб. «Эль-Кутб», очень важен в традиционном символизме). Именно поэтому глава духовной иерархии во многих традициях именуется понтификом, т.е. строителем мостов (между земным и небесным, физическим и духовным). «Небесный» полюс символизируется (в иудаистской традиции) образом Метатрона, Божественного посредника («Ангела Лика»). Метатрон (в его «светоносном» аспекте) также называется Князем Мира, в то время как «князь мира сего», т.е. дьявол – это теневой, негативный аспект принципа мирского владычества. Образ, аналогичный Метатрону – Шехина, символ реального Присутствия Божества в мире (этому Присутствию соответствует сефира Малкут сефиротического Древа). Два аспекта Шехины – внутренний (сам Принцип) и внешний (его проявление), или «Gloria» («Слава») и «Pax» («Миролюбие», «Pax Profunda», «глубокое умиротворение» розенкрейцеров). Так же, как и Метатрон, Шехина обладает двойной функцией «Милосердия» и «Строгости» («Правосудия»), которые обозначены как правый и левый «столпы» сефиротического Древа. В земном мире «обиталищем» Шехины являлся иерусалимский Ковчег Завета (мишкан), ещё один символ средоточия Мира. Символом Традиции (и, одновременно, первозданного состояния) выступает также Святой Грааль. Обладание им – сохранение Традиции, утеря – «затемнение», сокрытие её, происшедшее по мере нисходящего движения цикла. По легенде, Грааль выточен ангелами из изумруда, упавшего с чела Люцифера (что символизирует потерю «третьего глаза», «чувства вечности»). Адам, которому он был доверен, также потерял его. Сиф был допущен в Земной Рай и унёс оттуда Грааль – символ Традиции и тех, кто сохраняет её. В иудео-христианской традиции образу «Царя Мира» соответствует Мельхиседек. Его встреча с Авраамом знаменует соприкосновение Примордиальной Традиции с одной из её частных, младших ветвей – традицией еврейства. Обиталище Мельхиседека Салим (Иерусалим) – не конкретный город в Палестине, а символ центра Мира. В каббалистической традиции существует понятие «луз», которое одновременно означает некий подземный город, куда «нет доступа ангелу смерти» (т.е. «обитель бессмертия») и неразрушимое «ядро бессмертия» каждого человека (символизируемое миндальной косточкой). Отождествление центра Традиции с пещерой соответствует её «затемнению», сокрытию в подземном мире в период Кали-Юги, но, с другой стороны, отражает глубокую символику пещеры как сердца (полость сердца в индуистской традиции – обиталище Брахмы, Брахмапура). Подобно тому, как «ядро бессмертия» заключает в себе всё, что в человеке не подлежит смерти, высший центр Традиции сохраняет в тёмный период цикла «семена» будущего цикла. Реальному месту, называвшемуся «Луз», Иаков дал имя «Вефиль»; в дальнейшем это имя преобразовалось в название города Вифлеем, где родился Христос. Изначально центр Традиции располагался в полярных областях (Тула, легендарный остров гиперборейцев), что отражено, например, в символике Мировой Горы (Меру в индуизме, Каф у арабов). Центр Традиции отождествляется с центром Мира, с центром Мирового Колеса (т.е. всего проявления в целом). Иногда это средоточие символизируется омфалосом, или «пупом Мира» – духовным центром данной местности. Материальным выражением омфалоса являлись бетилы (вефили, что связано с «Луз» и «Вифлеем») – священные камни, часто яйцеобразной или конической формы. Остров Тула, или высший центр Традиции, располагавшийся на полюсе, символизирует «мир», достигаемый йогом путешествием через «море страстей» («поток форм»).

 



 
PR-CY.ru