ГЕНОН Рене - Страница 17

Ещё одним символом центра Традиции является Ноев ковчег, поскольку он сохраняет Традицию в переходные моменты между циклами. В заключительной части работы Генон указывает, что хотел бы воздержаться от каких-либо «пророчеств», однако приводит слова Жозефа-Мари де Местра (1753–1821 гг.) о том, что следует быть готовыми к «событию божественного порядка и огромного значения». Работа «Символизм креста» (1931 г.) посвящена геометрической символизации высших и низших состояний Универсальной Экзистенции и тождественного ей «Универсального Человека», представленных как вертикальная иерархия уровней (плоскостей) – состояний Бытия, каждый из которых неограниченно распространяется в двух перпендикулярных горизонтальных направлениях, что в целом изображается фигурой трёхмерного (шестилучевого) креста. Каждая плоскость-состояние образована неограниченным множеством параллельных прямых, изображающих бесчисленность существ (индивидуальных состояний) во Вселенной. Все точки каждой из этих прямых соответствуют неограниченному числу модальностей каждого индивидуального состояния. Если же рассматривать только одно существо (одну прямую), то из каждой её точки-модальности можно провести перпендикулярную прямую, которая будет изображать развитие данной модальности, её вторичные модификации, что вновь образует плоскость-состояние, но уже по отношению к одному существу. Таким образом, в обоих случаях возникает трёхмерное пространство, которое конституируется шестилучевым крестом: «…Можно было бы соотнести метафизическую интерпретацию известного евангельского высказывания о том, что Слово (или «Воля Неба» в действии) есть (по отношению к нам) «Путь, Истина и Жизнь». …«Путь» (отнесённый к определённому существу) будет обозначен …вертикальной осью; из обеих горизонтальных осей одна будет изображать тогда «Истину», а другая «Жизнь». «Путь» соотносится с «Универсальным Человеком», с которым отождествляется «Сверх-Я», «Истина» – человеком интеллектуальным, а «Жизнь» – человеком телесным (хотя последний термин не нужно понимать буквально)» (Рене Генон. «Символика креста», глава XXIII. Перевод Татьяны Михайловны Фадеевой). При переходе от прямоугольных координат к полярным вся картина «скругляется». Например, циклы развития модальностей будут изображаться концентрическими окружностями, конечными, но содержащими неограниченное множество точек. Существо в своём развитии по горизонтали, т.е. в пределах одного уровня проявления, переходит от одной модальности к следующей (поскольку эти окружности незамкнуты, что отражает континуальность модальностей и состояний Экзистенции), причём моменты перехода соответствуют смерти в одном качестве и рождению в другом. Но с точки зрения метафизической реализации главным направлением перехода является вертикальное (от уровня к уровню), параллельное «Небесному Лучу» – «полярной» оси креста, которая символизирует «притягательную силу Неба». Это двойное горизонтально-вертикальное спиральное движение создаёт «универсальный сферический вихрь» («vortex»), отождествляемый Геноном с Дао («Путём») дальневосточной традиции. Вертикальная ось при таком рассмотрении становится личностной спецификацией этого универсального «Пути», или Дэ («Прямизной»). Определяющая роль принадлежит центру креста, выражающему изначальное проявление Высшего Принципа. Центральная точка является символом Принципа, и пространство образовано бесконечным, но иллюзорным «размножением» этой точки (расстояние создаётся не самими точками, а интервалами между ними, символизирующими субстанциальную, потенциальную сторону Принципа). Центр креста – это «Неизменное Средоточие», «Великий Мир» (араб. «Эс-Сакина»), «Мир в Пустоте», который достигается «мудрецом» (йогом, суфием) на пути духовной реализации.

 



 
PR-CY.ru