ГЕНОН Рене - Страница 14

«Самость» (Атман) – трансцендентный принцип всего проявленного Бытия (тождественный Высшему Принципу, Брахману), в то время как индивидуальное «Я» – иллюзорная, случайная и ограниченная модификация этого принципа (который сам никак не затрагивается этой модификацией). Индивидуальное человеческое существо (даже как интегрированная индивидуальность) может занимать «центральное», привилегированное положение только в одном из бесчисленных состояний манифестации. Человек (в обычном смысле), или дживатма, есть результат «пересечения» Атмана с особыми ограничивающими условиями этого состояния. В каждом человеческом существе имеется «местопребывание» его «Самости», символически локализуемое в сердце. В человеке, как и в макрокосме, Атман находится в четырёх состояниях, которым соответствуют три ступени проявления и сам Высший Принцип. Все ступени проявления Атмана (или Пурушоттамы, Высшего Пуруши) предполагают наличие субстанциальной стороны этого проявления (Пракрити). Состояние бодрствования (или Вайшванара) соответствует телесному уровню манифестации и, вообще, полноте окончательной проявленности. Состояние тонкого сна (или Тайджаси, «огненный» принцип) – тонкому уровню, который в макрокосме символизируется Золотым зародышем (Хираньягарбхой). Состояние глубокого сна (или Праджня) объединяет в себе уровни неоформленного проявления и непроявленного Единого как принципа Бытия, что соответствует Ишваре (Божественной Личности). Наконец, четвёртое, необусловленное состояние Атмана (или Турийя) является неописуемым и бескачественным и тождественно самой Бесконечности, в которой и заключены все возможности проявления (так же, как и непроявления). В трёх обусловленных состояниях (символизируемых элементами священного слога «Аум») Атман облекается в пять «оболочек» (коша), которым соответствуют различные «формы» (иногда неверно называемые «телами») человека: причинная (каузальная) «форма», или карана-шарира (уровень Праджни); тонкая «форма», или сукшма-шарира (образована тремя оболочками, уровень тонкого проявления); грубая «форма», или стхула-шарира (телесное проявление). Грубая «форма» составлена из пяти элементов телесного проявления (бхутов). Тонкой «форме» соответствуют «внутренний ум» – манас, неотделимое от него ощущение индивидуальности – аханкара, десять внешних способностей восприятия и действия (индрий) и пять вайю, или дыханий (прана). Причинной «форме» соответствует высший сверхиндивидуальный интеллект – Буддхи, связующий индивидуальность и «Самость». Буддхи и манас символически соотносятся как Солнце и Луна, поскольку эмпирический ум лишь отражает свет чистого разума. Все вышеуказанные элементы (таттвы) являются видоизменениями Пракрити (Субстанции) и, в конечном счёте, проявлением возможностей самого Атмана. После смерти человека его индивидуальные способности растворяются в порядке, обратном порядку их проявления. Однако растворение не означает исчезновения, поскольку именно в непроявленном все возможности пребывают в абсолютном и необусловленном состоянии. Смерть в одном состоянии означает рождение в другом, но в этом новом состоянии, поскольку оно уже не принадлежит телесному проявлению, нет речи о каком-либо пространственном аналоге физического тела, хотя условия времени в некоторых случаях могут присутствовать. В зависимости от степени достигнутого индивидуального познания Брахмана различаются пути посмертной эволюции (эволюции не в значении «прогресса»). Человек, не достигший познания, идёт по «пути предков», т.е. переходит в иное индивидуальное состояние, которое уже не может быть человеческим. Человек, достигший познания, восходит по «пути богов», что соответствует переходу к сверхиндивидуальному состоянию и, в дальнейшем, отождествлению с Брахманом. Имеются и некоторые промежуточные состояния, когда познание является ещё не полным – остановка на пути к Брахману и пребывание в Хираньягарбхе, как бы на «вершине» индивидуального модуса проявления, что в западных религиозных учениях называется «Раем», «Небесами», или так называемое «отсроченное освобождение».

 



 
PR-CY.ru