ГЕНОН Рене - Страница 10

Реальное отождествление человека и Высшего Принципа в условиях нашего исторического периода (Кали-Юги) возможно на пути инициации (посвящения), хотя в начале цикла люди, составлявшие все одну варну (Хамса), обладали непосредственной способностью к метафизической реализации. Эмпирический человек сначала должен целиком интегрировать свою индивидуальность, т.е. совокупность телесных и внетелесных (тонкоформальных) модальностей, что превращает его в так называемого «Истинного Человека», находящегося как бы в центре данного состояния Универсальной Манифестации, там, где это состояние пересекается Мировой Осью, проходящей через все уровни Бытия. Движение к этому средоточию возможно из разных точек, что символизирует равноправие различных частных традиций; при этом такая интеграция происходит «по горизонтали». Главным переходом при инициации является преодоление границы между формальным (индивидуальным) и сверхформальным (сверхиндивидуальным) состояниями, являющееся «подъёмом по вертикали», что трансформирует «Истинного Человека» в «Трансцендентного Человека» (или «Универсального Человека»). Достижение состояния «Истинного Человека» Генон называет «малыми мистериями», а состояния «Универсального Человека» – «великими мистериями». Центральным моментом в данном процессе является восприятие «духовных влияний» (барака в исламском эзотеризме), без чего невозможно раскрытие потенциальных возможностей индивидуальности («квалификаций») и их реальное осуществление. Сам момент первоначальной инициации он уподобляет космическому «Fiat Lux» («Да будет Свет»), но на индивидуальном уровне. Дальнейший переход из обусловленных (хотя и сверхиндивидуальных) состояний в необусловленное приводит человека к полному освобождению (Мокша, Мукти), равнозначному сознательной реинтеграции с Высшим Принципом. Генон различает две ступени Отождествления – достижение состояния единства с принципом Бытия, когда человек переходит в сверхиндивидуальное состояние, но остаётся, в некотором смысле, в обусловленном модусе, и Высшее Отождествление, превосходящее всё обусловленное, в том числе и Единое. Это Фана («затухание») и Фана-эль-фана («затухание затухания») в исламском эзотеризме, Нирвана и Паринирвана в индийских концепциях. Состояние освобождения, достигаемое «регулярным» путём инициации, превосходит состояние «спасения», при котором существо не преодолевает рамок индивидуальности (спасение может быть приобретено религиозным путём или, например, на пути мистики, являющемся, согласно Генону, случайным и «нерегулярным»). Инициация возможна лишь в рамках регулярных инициатических организаций, чьё посвящение обладает законной преемственностью (подобно рукоположению в церкви). Однако в современном мире большая часть обществ, позиционирующих себя как эзотерические, имеют характер «псевдоинициации»: «…Уже сказали выше относительно необходимости реальной и непосредственной связи и бесполезности связи «идеальной»; не следует поэтому принимать за чистую монету названия, которые приписывают себе иные организации, не имеющие на них никакого права, но пытающиеся придать себе тем самым видимость подлинности. …Сказанное …применимо, впрочем, ко всем организациям, изобретённым оккультистами и другими неоспиритуалистами всех видов и наименований; все их претензии, каковы бы они ни были, могут быть определены лишь как псевдоинициатические, ибо они не владеют ничем реальным, что могли бы передать, и представляют лишь подделку, зачастую даже карикатуру или пародию на инициацию» (Рене Генон. «Заметки об инициации», глава V. Перевод Татьяны Михайловны Фадеевой). Модальность эмпирического человека – это только одна из неопределённого множества модальностей и состояний «Универсального Человека».

 



 
PR-CY.ru