ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 18

Другие африканские епископы, год назад сосланные, теперь также были вызваны и казнены. Среди них: Феоген Гиппонский (память 3 января) и епископы Агапий и Секундин (память 30 апреля). Диакона Иакова и чтеца Мариана, арестованных около г. Цирты в Нумидии, казнили 6 мая 259 г. в г. Ламбезис, резиденции легата Нумидии, вместе со многими мирянами (память 30 апреля). Жертв было так много, что казни продолжались несколько дней. В Утике пострадала группа мучеников во главе с епископом Кодратом. 29 января 259 г. в Испании был сожжён заживо епископ Фруктуоз Тарраконский вместе с диаконами Авгуром и Евлогием (память 21 января). Пострадали епископы Маркиан Сиракузский (память 30 октября), Либертин Агригентский (память 3 ноября). Гонение коснулось и востока империи, куда Валериан отправился на войну с персами (исследователям известны мученические акты христиан Палестины, Ликии и Каппадокии, относящиеся к этому времени). В июне 260 г. император Валериан был взят в плен персами. Власть перешла к его сыну и соправителю Галлиену (260–268 гг.), который отказался от антихристианской политики отца. Текст его рескрипта о возвращении христианам мест для беспрепятственных богослужений, адресованного епископу Дионисию Александрийскому и другим епископам, сохранился в греческом переводе у Евсевия Кесарийского. Некоторые историки церкви считают, что такими законодательными актами император Галлиен впервые открыто провозгласил терпимость к церкви (Болотов В.В. Собрание трудов. Т. 3). Однако это ещё не означало, что христианство приобретало статус дозволенной религии. Как показывают последующие события почти 40-летнего периода мирного существования церкви, который начинается с этого времени, отдельные случаи враждебности к христианам, заканчивавшиеся их смертью, продолжали иметь место и в дальнейшем. Уже при Галлиене в Кесарии Палестинской был обезглавлен за исповедание христианства Марин, знатный и богатый человек, отличившийся на военной службе (память 17 марта и 7 августа). Подобные случаи происходили и в правление других императоров второй половины III в. Опасность нового гонения нависла над церковью при императоре Аврелиане (270–275 гг.), который был приверженцем восточного «солярного монотеизма». Несмотря на личное участие (в 272 г.) в деле изгнания с Антиохийской кафедры ересиарха Павла I Самосатского (200–275 гг.), низложенного на нескольких Соборах, Аврелиан незадолго до смерти (как сообщают об этом Евсевий и Лактанций) замыслил новое гонение, подготовив соответствующее распоряжение. Хотя преследования при нём имели ограниченный характер, число мучеников этого периода, почитаемых церковью, достаточно велико. Ко времени императора Аврелиана традицией отнесены византийские мученики Лукиллиан, Клавдий, Ипатий, Павел, Дионисий и девы Павлы (память 3 июня); Павел и Иулиания Птолемаидские (память 4 марта); Разумник (Синесий) Римский (память 12 декабря), Филумен Анкирский (память 29 ноября) и др. Мир для церкви сохранился при непосредственных преемниках Аврелиана, императорах Таците (275–276 гг.), Пробе (276–282 гг.) и Карине (282–283 гг.), а затем и на протяжении первых 18 лет правления императора Диоклетиана (284–305 гг.) и его соправителей – августа Максимиана и цезарей Галерия и Констанция I Хлора. Как сообщает очевидец событий, Евсевий Кесарийский, «императоры были очень расположены к нашей вере». Суровый обличитель императоров-гонителей Лактанций называл правление Диоклетиана до 303 г. счастливейшими временами для христиан, которые в этот период занимали важные государственные должности, получая при этом освобождение от совершения жертвоприношений языческим богам, входивших в круг обязанностей чиновников. Среди мучеников, впоследствии пострадавших в «Великое гонение» Диоклетиана и его наследников (303–313 гг.), были судья и управляющий царской казной в Александрии Филором (память 4 февраля), приближённые императора Горгоний и Дорофей (память 3 сентября и 28 декабря), знатный сановник Давикт (Адавкт), занимавший одну из высших правительственных должностей (память 4 октября). Считается, что причиной гонения на христианство послужило его проникновение в семью императора (его исповедовали жена Диоклетиана Приска и их дочь Валерия), из-за чего у императора возникли конфликты с членами семьи.

 



 
PR-CY.ru