ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 14

По сообщению «Жизнеописания Севера», он «под страхом тяжелого наказания запретил обращение в иудейство; то же он установил и относительно христиан». Исследователи гонений разделились в вопросе о значении этого сообщения: одни считают его выдумкой или заблуждением, другие не видят оснований не принимать его. В оценке характера гонений при Септимии Севере также нет единого мнения. Например, У. Френд (опираясь на слова Ипполита Римского в «Толковании на Книгу пророка Даниила», что перед Вторым пришествием «верных будут уничтожать по всем городам и весям»), считает, что гонение при императоре Септимии Севере «было первым скоординированным повсеместным движением против христиан», но оно затрагивало небольшую группу новообращённых христиан или ещё не крещённых людей во многих провинциях. Это гонение произвело особенное впечатление на общество, возможно, из-за относительно высокого социального положения некоторых жертв. Евсевий Кесарийский, упоминая христианского писателя Иуду, составившего хронику до 203 г., добавляет: «Он думал, что близится пришествие Антихриста, о котором без конца говорили; тогдашнее сильное гонение на нас породило смуту во многих умах». В Александрию христиан привозили для наказания из Египта и Фиваиды. Руководитель огласительной школы Климент Александрийский (около 150 – около 215 гг.) из-за гонения был вынужден покинуть город. Его ученик Ориген (около 185 – около 254 гг.), отец которого Леонид оказался в числе мучеников, взял на себя подготовку новообращённых. Несколько его учеников также стали мучениками, причём многие были лишь оглашенными и приняли крещение уже в заточении (среди казнённых была дева Потамиена, сожжённая вместе с матерью Маркеллой, и сопровождавший её воин Василид). 7 марта 203 г. в Карфагене перед проконсулом Африки предстали и были брошены диким зверям знатная римлянка Перпетуя и её рабыня Фелицитата вместе с Секундином, Сатурнином, рабом Ревокатом и престарелым священником Сатуром (память 1 февраля). Известны мученики, пострадавшие в Риме, Коринфе, Каппадокии и других частях империи. При императоре Каракалле (211–217 гг.) гонение вновь охватило провинции Северной Африки, однако имело ограниченный характер. На этот раз христиан преследовал правитель Проконсульской Африки, Мавритании и Нумидии Скапула, адресат апологии Тертуллиана («К Скапуле»). Но в целом церковь спокойно пережила правление последних Северов. Марк Аврелий Антонин Элагабал (218–222 гг.) намеревался перенести в Рим «религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские богослужения», чтобы подчинить их жрецам почитаемого им эмесского бога Эла. За несколько лет правления Элагабал снискал себе всеобщую ненависть римлян и был убит во дворце. В то же самое время, видимо, от бесчинства толпы погибли папа Римский Каллист (217–222 гг.) и пресвитер Калеподий (память 14 октября). Император Александр Север (222–235 гг.), последний представитель династии, не только «терпимо относился к христианам» и желал «построить храм Христу и принять Его в число богов», но и ставил в пример христианскую практику избрания священников как образец при назначении правителей провинций и других чиновников. Тем не менее, христианской агиографической традицией ко времени правления Александра Севера отнесены несколько свидетельств о гонении, в том числе страсти мучениц Татианы (память 12 января), и Мартины (память 1 января), пострадавших, по-видимому, в Риме. Вероятно, около 230 г. в Никее Вифинской пострадала Феодотия (память 17 сентября). Император Максимин Фракиец (235–238 гг.), который был провозглашён императором солдатами после убийства Александра Севера («из-за ненависти к дому Александра, состоявшему большей частью из верующих»), поднял новое непродолжительное гонение. На этот раз преследование было направлено против клириков, которых император обвинил в «обучении христианству». Он издал повеление подвергать ссылке предстоятелей церкви, не получившее, однако, всеобщего применения. В Кесарии Палестинской были арестованы и мученически погибли Амвросий и священник Протоктит, друзья Оригена, которым он посвятил трактат «О мученичестве». В 235 г. в Риме жертвами гонения стали папа Понтиан (230–235 гг.; память 5 августа и 13 августа) и антипапа Ипполит Римский (217–235 гг.), сосланные на рудники о-ва Сардиния. В 236 г. был казнён папа Антер (235–236 гг.; память 5 августа и 3 января).

 



 
PR-CY.ru