ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - Страница 13

Всего жертвами этого гонения в Галлии, согласно традиции, стали 48 человек. Тела мучеников были сожжены, а пепел брошен в р. Родан (Рону). При императоре Комоде (180–192 гг.) для церкви наступили более спокойные времена. В римской истории этот император оставил после смерти дурную славу, поскольку (в отличие от своего отца Марка Аврелия) мало интересовался государственными делами. Проявляя равнодушие к политике, он оказался менее непреклонным гонителем христиан, чем иные представители династии Антонинов. Кроме того, на Коммода оказывала сильное влияние его конкубина Марция, христианка, хотя и не принявшая крещения. При дворе императора появились и другие христиане, о которых упоминает Ириней: вольноотпущенники Проксен (игравший впоследствии заметную роль в правление Септимия Севера) и Карпофор (по Ипполиту Римскому, хозяин будущего Римского папы Каллиста). Благожелательное отношение к христианам при дворе не могло долго оставаться незамеченным в провинциях. Хотя антихристианское законодательство сохранялось в силе, центральная власть не призывала магистраты к гонениям, и они не могли не считаться с такими переменами. Например, в Африке около 190 г. проконсул Цинций Север по секрету сообщал приведённым к нему христианам, как они должны отвечать перед ним на суде, чтобы быть отпущенными, а его преемник Веспроний Кандид вообще отказывался судить христиан, которых к нему приводила разъярённая толпа. В Риме Марции удалось добиться от императора Коммода прощения исповедников, осуждённых на каторжные работы в рудниках о-ва Сардиния. Папа Римский Виктор I (189–199 гг.) через близкого к Марции пресвитера Иакинфа представил список исповедников, которые и были освобождены (среди них числился и будущий Римский епископ Каллист). Тем не менее, сцены безжалостных преследований христиан исследователи наблюдают и при Коммоде. В начале его правления в Проконсульской Африке пострадали первые христианские мученики в этой провинции, память о которых сохранилась до настоящего времени. Двенадцать христиан из маленького г. Сциллий в Нумидии, обвинённых в Карфагене перед проконсулом Вигеллием Сатурнином, твёрдо исповедали свою веру, отказались совершить жертвоприношение языческим богам и поклясться гением императора, за что были осуждены и обезглавлены (память 17 июля). Несколько лет спустя (в 184 или 185 г.) жестоко расправлялся с христианами проконсул Асии Аррий Антонин. В Риме около 183–185 гг. пострадал сенатор Аполлоний (память 18 апреля) – ещё один пример проникновения христианства в высшие круги римской аристократии. Обвинившего его в христианстве раба в соответствии с древними законами также казнили (т.к. доносить рабам на хозяев было запрещено), но это не освободило Аполлония от ответа перед префектом претория Тигидием Переннием, который предложил ему оставить христианскую веру и поклясться гением императора. Аполлоний отказался и через три дня зачитал перед сенатом апологию в свою защиту, в конце которой вновь отказался принести жертву языческим богам. Несмотря на убедительность речи, префект был вынужден осудить Аполлония на смерть, поскольку «однажды представших перед судом можно отпустить только в том случае, если они изменят свой образ мысли». Новый этап во взаимоотношениях между церковью и Римским государством приходится на время правления династии Северов (193–235 гг.), представители которой, мало заботясь о сохранении и утверждении старого римского религиозного порядка, придерживались политики религиозного синкретизма. При императорах этой династии восточные культы приобретают широкое распространение на всей территории империи, проникая в различные классы и социальные группы её населения. Христиане, особенно при последних трёх императорах династии Северов, жили относительно спокойно, иногда даже пользовались личной благосклонностью правителя. При императоре Септимии Севере (193–211 гг.) гонения начались с 202 г. в связи с запрещением перехода в иудейство. Септимий был пунийцем из провинции Африка. В его происхождении, а также во влиянии на него второй супруги Юлии Домны, дочери сирийского жреца из Эмесы, исследователи усматривают причины новой религиозной политики Римского государства. В первое десятилетие правления Септимий Север терпимо относился к христианам; они были и среди его придворных (один из них, Прокул, исцелил императора). Однако в 202 г., после Парфянского похода, император принял меры против иудейского и христианского прозелитизма.

 



 
PR-CY.ru