Словарь по христианству Г ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ – преследование раннехристианской церкви в I–IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским государством (по различным причинам гонения периодически возобновлялись и прекращались). История взаимоотношений между Римской империей и христианскими общинами на её территории в I–IV вв. представляет собой сложный комплекс богословских, религиозно-исторических и юридических проблем. На протяжении этого периода христианство в Римской империи не обладало устойчивым статусом, официально считалось «недозволенной религией» (religio illicita), что теоретически ставило её стойких приверженцев вне закона. В то же время значительная часть населения империи, а также определённые круги римского высшего общества, особенно с конца II – начала III в., симпатизировали христианству. Время относительно мирного, стабильного развития общин сменялось периодами более или менее решительных преследований христианства со стороны общеимперских или местных властей, гонениями на христианскую церковь. Враждебное отношение к христианам было характерно как для консервативно настроенной аристократии, так и для «толпы», которая склонна была видеть в христианах источник социально-политических проблем или природных бедствий. В определении причин неприятия христианства Римским государством и гонения на церковь у современных исследователей нет единого мнения. Наиболее часто говорится о несовместимости христианского мировоззрения с римскими традиционными общественными и государственными порядками. Однако история христианства с IV в., после реформ императора Константина I Великого (323–337 гг.), указывает именно на совместимость и широкие возможности взаимодействия между христианством и римским обществом. Указывается также на религиозное противостояние христианского вероучения и традиционной римской языческой религии. При этом религиозная традиция античного мира, определяемая как язычество, часто воспринимается не дифференцированно, не учитывается состояние и эволюция культов различного типа на территории империи. Тем не менее, эволюция античных религий в эпоху империи оказывала существенное влияние на распространение христианства и его отношения с государством. Задолго до появления христианства наблюдался упадок греческой олимпийской религии, сохранившей влияние лишь в некоторых регионах. Система традиционных римских городских культов, сосредоточенных на Капитолии, стремительно теряла популярность в обществе ко времени принципата в I в. до н.э. В первые века н.э. наиболее влиятельными в империи стали синкретические культы ближневосточного происхождения, так же, как и христианство, ориентированные на распространение по всей ойкумене вне этнических и государственных границ и содержавшие осмысленную тенденцию к монотеизму. Кроме того, внутреннее развитие античной философской мысли уже со II в. (Марк Аврелий, Аристид), и особенно в III–V вв., в период расцвета неоплатонизма, привело к существенному сближению основ христианского и позднеантичного философского мировоззрения. Гонения в разные периоды истории империи и христианства были вызваны различными причинами. На раннем этапе (I–II вв.) их определяли противоречия между идеями римского государственного культа и принципами христианства, а также длительный конфликт между Римом и иудеями. Позднее (в конце III–IV в.) гонения были следствием внутриполитической и общественной борьбы в империи, сопровождали процесс поиска новых религиозно-идеологических ориентиров в обществе и государстве. В этот период христианская церковь превратилась в одно из общественных движений, на которое могли опираться различные политические силы, и в то же время церковь подвергалась гонениям по политическим мотивам. Особенной ожесточённости гонений способствовало и то, что христиане, отказавшись от ветхозаветной религии, сохранили непримиримое отношение ко всем «чужим», «внешним» культам, изначально характерное для иудаизма. Большую роль в развитии гонений сыграло также распространение эсхатологических ожиданий в христианской среде, которые в той или иной мере присутствовали в жизни общин на протяжении I–IV вв. и влияли на поведение христиан во время гонений. Толерантность римлян к иным религиозным традициям на территории империи базировалась на признании ими римского суверенитета и, следовательно, римской государственной религии.

 



 
PR-CY.ru