ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 20

Только потому, что с церковной практикой святой Василий не связывал никакой догматической теории о действительности внецерковных тайнодействий, только поэтому он и мог принципиально соглашаться на допустимость различной практики в разных странах…» В это же время в русском богословии развивалось направление, находившееся под влиянием протестантской теории ветвей. Протоиерей Павел Светлов при решении вопроса о границах церкви склонялся к фактически полному вероучительному релятивизму: «Все христианские Церкви, – писал он, – согласны в основных догматических верованиях, с различиями в несущественном». К этим несущественным различиям он относил все разделяющие православие и инославие догматические положения, включая оросы Вселенских соборов. Еретичество Западных церквей, по мнению протоиерея Павла Светлова, не доказано и не может быть доказано в принципе. Разделения внутри христианского мира, возникшие в результате исторических недоразумений, поддерживаются исключительно конфессиональным превозношением. По сути, же все существующие на Западе и Востоке христианские церкви есть части внутренне единой Вселенской церкви. Поэтому необходимо признать, что различные конфессии и деноминации – это только поместные церкви, а присвоение какой-либо из них прав церкви вселенской незаконно. Ибо «Вселенская Христова Церковь есть совокупность истинно верующих, рассеянных всюду в поместных или частных церквах христианских на Западе и Востоке, или, что то же, совокупность поместных церквей Востока и Запада…». Таким образом, разделение между различными христианскими сообществами носит, по мнению протоиерея П. Светлова, только внешний, обусловленный человеческим несовершенством характер. Однако при отсутствии единой видимой организации эти сообщества сохраняют внутреннее единство «веры и благодатной жизни во Христе, возглавляющем Собою Свою Церковь или Тело». Иначе говоря, границы церкви охватывают весь христианский мир, принадлежность к которому той или иной общины определяется на основе вероучительного минимума, включающего исповедание Пресвятой Троицы и веру в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя. В рамках полемики по старокатолическому вопросу с оценкой инославных сообществ выступил также епископ Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В статьях «Что нас разделяет со старокатоликами» и «К вопросу о том, что нас разделяет со старокатоликами» он, с одной стороны, избегает характерной для придерживающихся икономической теории категоричности суждений о полной безблагодатности инославных христианских обществ, а с другой – подвергает серьёзной критике «широкие» воззрения приверженцев теории ветвей. С православной точки зрения, отмечал епископ Сергий, в строгом смысле о разделении церквей не должно быть и речи, т.к. единое живое Тело Церкви не может быть рассечено, не переставая жить. Поэтому вопрос следует ставить только об отпадении от церковного Тела отдельных заражённых членов, которые тем самым оказываются в состоянии духовной смерти. При этом единство и целостность церкви нисколько не нарушаются.

 



 
PR-CY.ru