ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ

ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ – термин, используемый в христианском богословии для определения принадлежности к единой Христовой церкви как отдельных лиц, так и христианских сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о границе церкви является одним из самых актуальных в современной, в том числе православной, экклезиологии. Он представляет собой сложную богословскую проблему и включает несколько аспектов: канонический, догматический, сакраментальный, харизматический. Вопрос о границе церкви в Священном Писании прямо не ставится, однако, исходя из отдельных важнейших положений библейской, главным образом, новозаветной, экклезиологии, исследователи обозначают некоторые существенные его аспекты. Ветхозаветный Израиль, который рассматривается в святоотеческой экзегезе в качестве одного из основных прообразов новозаветной церкви, обладал целым рядом признаков, прежде всего, религиозных, выделявших его из среды древнего человечества. Между Израилем и окружающим его языческим миром пролегали чётко означенные границы (Исх. 23:32–33). Однако смысл этой «отделённости» заключается не в противопоставлении другим народам, но в принадлежности истинному Богу. На последнее, в частности, указывает еврейское слово, обозначающее понятие «собрание народа Господня» (ср.: Втор. 10:4; 23:2–3; 31:30; Пс. 21:23). Этот термин выражает ключевую идею ветхозаветной истории: для осуществления Своего предвечного замысла Бог избирает и призывает Израиль, тем самым образуя из него особое сообщество, цель которого – быть «народом избранным», «царством священников», «народом святым», «частью Господа» (Исх. 23:22; 19:5–6; Втор. 32:9; Ис. 43:20). Почти буквально эти выражения используются в Новом Завете для описания церкви Христовой – «род избранный», «царственное священство», «народ святой», «люди, взятые в удел» (1 Петр. 2:9). Последнее выражение – «люди, взятые в удел» («Его удел», «Твой удел») – для Ветхого Завета наиболее типично (Втор. 4:20; 9:26, 29). Смысл слова «удел», означающего отмеренную часть земли, переданную кому-либо во владение (Нав. 19:9), заключает в себе представление об определённых границах. В греческой Септуагинте в большинстве случаев это понятие передаётся словом «экклесия». В классическом словоупотреблении это слово имеет значение собрания граждан, объединённых соответствующим социально-правовым положением и общей целью. Собрание это созывалось согласно закону. Иначе говоря, «экклесия заключает в себе два признака: упорядоченное единство и призвание». Кроме того, «в понятии «экклесия» заключается сильный момент видимости». Тем не менее, полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной церкви как о формально едином и имеющем чёткие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет. Приведённые характеристики в строгом смысле применимы только к подзаконному Израилю. Но при буквальном использовании их по отношению к ветхозаветным праведникам, которые жили вне Моисеева Закона (например, Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов), экклезиологический статус последних оказался бы под вопросом. Таким образом, церковь Ветхого Завета и в этническом, и в хронологическом отношении намного шире Израиля, и её границы следует связывать не с теми или иными формальными признаками, а в первую очередь, с реальной принадлежностью истинному Богу.

 



 
PR-CY.ru