ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 13

Кроме того, в «Mystici Corporis» подтверждается традиционное католическое учение о статичной и безусловной принадлежности к церкви всех её формальных членов независимо от их личной греховности: «...Не всякий совершённый грех, как бы он ни был тяжек, по своей природе таков, чтобы, как раскол, ересь и вероотступничество, отделить человека от Тела Церкви». Второй Ватиканский собор внёс в римско-католическую экклезиологию серьёзные коррективы. Хотя в соборных формулировках церковь Христова по-прежнему отождествляется с Римско-католической церковью, однако делается это с некоторыми оговорками. В догматической конституции «Lumen gentium» признаётся, что elementa Ecclesiae сохраняются и вне юрисдикции Римского епископа: церковь, установленная и организованная в этом мире как общество, осуществляется в католической церкви, управляемой преемником апостола Петра и епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие элементы освящения и истины, являющиеся дарами, свойственными церкви Христовой, которые побуждают к кафолическому единству. «По ряду причин Церковь признаёт свою связь с теми, кто, будучи крещены, украшаются званием христианина, но не исповедуют веру во всей её полноте или не хранят единства общения под началом Преемника Петра». Декрет об экуменизме «Unitatis Redintegratio» отмечает, что Восточные церкви обладают всеми истинными таинствами, поэтому общение в таинствах «при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно». Более того, второй Ватиканский собор счёл не совершенно чуждыми Богу и Его церкви тех, кто не приняли ещё Евангелия: «...Кто не по своей вине не знает Евангелия Христова и Его Церкви, всё же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремится исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, тот может обрести вечное спасение». Впрочем, возможность спасения за пределами Римско-католической церкви была признана и раньше, в официально пояснении Священной канцелярии к энциклике «Mystici Corporis»: инославные и иноверцы могут получить спасение через так называемое неявное (implicitum) желание членства в Римско-католической церкви. После второго Ватиканского собора признание возможности спасения для тех, кто не по собственной вине не слышали проповеди Евангелия и не стали членами земной церкви, вошло в норму. Однако речь не идёт о каком-то внецерковном спасении, ибо, в конечном счёте, и elementa Ecclesiae в инославии, и степень приближённости к Богу нехристиан оцениваются с точки зрения их незримой связи с Римско-католической церковью. Для нехристиан принадлежность к католичеству, разъясняет кардинал Анри де Любак, может быть потенциальной, если «Церковь, ещё не узнанная, остаётся тем «естественным местом», к коему спонтанно тянется душа, послушная внушениям благодати». Наиболее радикально эта идея выражена в теории анонимного христианства, разработанной Карлом Ранером. В отличие от древней концепции «христиан до Христа», содержащейся в творениях Иустина Философа и Климента Александрийского, согласно которой праведные язычники находятся только в преддверии освящающей благодати, К. Ранер считает, что анонимные христиане – это те, которые пребывают в состоянии благодати Христовой действительным образом через веру, надежду и любовь, хотя и не имеют ещё ясного знания о том, что их жизнь ориентирована на данное благодатью спасение во Христе.

 



 
PR-CY.ru