ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 18

Особое внимание теме соотношения между православной церковью и западными исповеданиями уделено в экклезиологических разработках Алексея Степановича Хомякова. Западный раскол, спровоцированный, по мнению А.С. Хомякова, превозношением романского духа, оценивается им как нравственное братоубийство, отвержение Христовой любви. Онтологическое единство церкви как Тела Христова с необходимостью проявляется и на уровне её земного единства, предполагающего общение в молитве и таинствах, поэтому «только те общины могут признавать себя вполне христианскими, которые сохраняют единство с восточными патриаршествами или вступают в сие единство». Всякое нарушение этого единства есть тем самым отпадение от Христовой церкви. Таким образом, инославные сообщества находятся за пределами церкви, причём их не церковный характер обусловлен не столько догматическими отступлениями, сколько фактом самого разрыва, который привёл к оскудению благодати. Практику признания православной церковью таинств, совершённых в еретических и раскольнических общинах, А.С. Хомяков объясняет тем, что само по себе соединение с церковью, содержащей всю полноту благодати Святого Духа, служит своего рода благодатным восполнением совершённых прежде обрядов. «Все таинства, – писал он, – могут окончательно совершаться лишь в недрах Православной Церкви. В какой форме они совершаются – это дело второстепенное. Примирением (с Церковью) таинство возобновляется или довершается в силу примирения; несовершенный еретический обряд получает полноту и совершенство православного таинства. В самом факте или обряде примирения заключается в сущности (virtualiter) повторение предшествовавших таинств». Настаивая на полном оскудении освящающей благодати вне православной церкви, А.С. Хомяков не склонен, однако, ограничивать рамками православия саму возможность спасения. «Церковь земная и видимая не есть ещё полнота и совершение всей Церкви, которым Господь назначил явиться при конечном суде всего творения..., она творит и ведает только в своих пределах, не судя остальному человечеству…. и только признавая отлучёнными, т.е. не принадлежащими ей, тех, которые от неё сами отлучаются. Остальное же человечество, или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, представляет она суду великого дня». Идеи А.С. Хомякова оказались востребованы на рубеже XIX и XX вв., когда в русском богословии значительно возрос и теоретический, и практический интерес к экклезиологии в связи с дискуссиями об англиканстве и старокатоличестве. Под некоторым влиянием этих идей была написана работа протопресвитера Евгения Петровича Аквилонова «Церковь: Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом», которую исследователи расценивают как первую в России попытку концептуального изложения учения о церкви. Однако в вопросе о границах церкви протопресвитер Е.П. Аквилонов высказал суждения, которые воззрениям А.С. Хомякова противоречат. По мнению протопресвитера Е.П. Аквилонова, все, кто были крещены во имя Пресвятой Троицы, даже пребывая в состоянии греха, остаются действительными и полноправными членами единой и нераздельной Христовой церкви «не в предположительном только, но и в несомненном смысле». А.С. Хомяков же, кроме того что отвергал подлинность или, по крайней мере, полноценность инославного крещения, хотя бы и правильно совершённого, считал, что действительными членами церковного Тела являются лишь свободно покоряющиеся благодати Божьей. Те же, кому благодать подаётся, но которые не воспринимают её и не пользуются ею (т.е. имеются в виду принадлежащие к церкви только формально), остаются вне Христовой церкви.

 



 
PR-CY.ru