«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 20

Верующие – свет, своим источником имеющий Христа Воскресшего. Поэтому они, будучи светом, способны рассеять тьму и преобразить всё вокруг себя. Некогда они сами, осиянные Христом, испытали это восстание от сна, воскресли из смерти греха (Еф. 5:11–14). V. Семейная этика. Такое поведение христианина достигается не его исходом из общества, но ответственной жизнью в мире с его обычными общественными структурами. Это выражено в разделе Послания, в котором перечислены обязанности членов христианского дома (Еф. 5:21–6:9). Уникальность этих увещеваний, по мнению исследователей, состоит в том, что в рамки традиционного понимания отношений мужа и жены, родителей и детей и господ и рабов (только как подчинения вторых первым) Послание вносит христианскую мотивацию отношений: служение и любовь. В христианском доме все члены семейства должны повиноваться друг другу в страхе Божьем (Еф. 5:21), что, однако, не отменяет традиционной субординации. В обширном рассуждении об отношениях мужа и жены сравниваются их отношения с отношениями Христа и церкви (Еф. 5:22–33). Вначале апостол призывает жён повиноваться своим мужьям, как церковь повинуется Христу, затем в более пространном рассуждении звучит призыв к мужьям любить своих жён с той же заботливостью, с какой они любят самих себя, и даже более того, любить такой любовью, которая готова на самопожертвование, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). Цитирование Быт. 2:24 подчёркивает как единство Христа и церкви, так и единство в браке (Еф. 5:31–32). Внешне роли и обязанности супругов в христианском браке не показывают существенных отличий от того, что практикует большинство людей в мире. Но взаимное повиновение супругов (Еф. 5:21) и главенство мужа как проявление жертвенной любви (Еф. 5:25) придают традиционным отношениям особенный, христианский характер. Увещевание господам и рабам (Еф. 6:5–9) открывается прямым обращением к рабам (что было бы немыслимо для языческих авторов). Апостол обращается к ним как к нравственно ответственным лицам, которые являются такими же равноправными членами церкви, как и их господа. В полном согласии с традиционными представлениями им предписывается повиновение господам и служение им «со страхом и трепетом», как и должно относиться к власти, с сердечной простотой, искренне и усердно. Однако такое отношение должно вытекать из их преданности Христу, и они обязаны помнить, что им воздастся на последнем Суде от Господа по мере того добра, которое они сделали в жизни. За этим следует призыв к господам поступать по отношению к рабам так же, как рабы должны поступать по отношению к ним (Еф. 6:9). Господа должны помнить, что они сами – рабы Господа, общего Господина для них и их рабов. Это означало гуманное отношение к рабам, отказ от всякого оскорбительного и унижающего человеческое достоинство обращения, столь обычного в римском обществе того времени. Необходимость такого отношения господ и рабов подчёркивается напоминанием о том, что у их небесного Господина «нет лицеприятия», для Него нет земных социальных разделений. Таким образом, мотивация социальных отношений исходит из сознания новой идентичности верующего как обновлённого во Христе человека.

 



 
PR-CY.ru