«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ»

«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ», «Послание к Ефесянам» – одно из писем апостола Павла, входящее в канон Нового Завета. Самые ранние свидетельства текста «Послания к Ефесянам» представлены папирусами около 200 г. (содержит первую, третью–четвёртую главы полностью, во второй главе не хватает стихов 8–9, в пятой главе нет стиха 7; в шестой главе не хватает стихов 7 и 19),  III в. (только части четвёртой и пятой глав) и III–IV вв. (фрагменты первой главы). «Послание к Ефесянам» представлено также во всех основных унциалах. Всего в рукописной традиции исследователи встречают около 23 значимых разночтений. Наибольшее их количество содержится в пятой главе; важнейшие для истории текста – в Еф. 3:9; 4:28; 6:12, 19. В сирийском каталоге из монастыря великомученицы Екатерины на Синае «Послание к Ефесянам» указано между Посланиями к Колоссянам и к Филиппийцам, в каноне Муратори – между вторым Посланием к Коринфянам и Посланием к Филиппийцам, в 39-м праздничном послании Афанасия, у Иеронима Стридонского, Августина Блаженного, Амфилохия, в правиле 60 Лаодикийского собора и др. – между Посланиями к Галатам и к Филиппийцам. В «Декрете» папы Геласия «Послание к Ефесянам» стоит между вторым Посланием к Коринфянам и первым Посланием к Фессалоникийцам. В «Кодексе» Безы «Послание к Ефесянам» располагается между Посланием к Галатам и первым Посланием к Тимофею. Однако в большинстве рукописей (включая папирус 200 г., Ватиканский, Синайский, Александрийский кодексы и Пешитту) и во всех печатных изданиях «Послание к Ефесянам» помещается между Посланиями к Галатам и к Филиппийцам. В большинстве рукописей и печатных изданий «Послание к Ефесянам» имеет соответствующее заглавие (лат. inscriptio или subscriptio и греч.; впервые появляется в основных унциалах, а также зафиксировано в каноне Муратори и у Тертуллиана), а в статье 1 указано местоположение адресата – «в Ефесе» (эти слова присутствуют в основных унциалах, но в Синайском и Ватиканском кодексах написаны поздним редактором). Вопрос об изначальных адресатах «Послания к Ефесянам» поднимался уже в древности. В самом раннем свидетельстве текста «Послания к Ефесянам» – в папирусе 200 г. – слов «в Ефесе» нет. Об их отсутствии в других древних рукописях говорит Василий Великий. В тексте Послания, которым, по словам Тертуллиана, пользовался еретик Маркион, также не было этих слов. Сам Маркион считал, что Послание адресовано Лаодикийцам, и о нём говорится в Кол. 4:16 (Тертуллиан в данном случае не обвиняет его в искажении текста «Послания к Ефесянам», но ссылается лишь на всем известное заглавие; при этом, по словам Тертуллиана, Маркион часто менял заглавия новозаветных Посланий на основании своих домыслов). Однако Епифаний Кипрский говорит, что в каноне Маркиона было и «Послание к Ефесянам» (по счёту Маркиона – седьмое), и «Послание к Лаодикийцам» (по счету Маркиона – одиннадцатое). В связи с этим получила распространение теория, согласно которой «Послание к Ефесянам» было изначально адресовано Лаодикийской церкви, но впоследствии слова «к Лаодикийцам» в Еф. 1:1 были опущены из-за дурной славы, которой пользовалась эта община (ср.: Откр. 3:14). Маркион же сохранил древнее название.

 



 
PR-CY.ru